Такую перспективу допускают зарубежные специалисты, побывавшие в городе металлургов и на промплощадке Кольской горно-металлургической компании.
Первые попытки уйти из «черного списка» предпринимались еще в 2006 году. Тогда КГМК подала соответствующую заявку в рабочую группу экологов стран Баренцева Евро-Арктического региона. Рассмотрение длилось почти пять лет. Как полагают сами эксперты, спешить в подобных вопросах не следует: все критерии необходимо учесть и сопоставить.
Среди других причин столь длительного изучения заявки российского предприятия - политические мотивы. Сфера экологической безопасности является достаточно проблемной, время от времени на почве природоохранной деятельности возникают конфликты. Таким примером стал спор, связанный с деятельностью комбината в Никеле, когда Норвегия обвинила его в загрязнении выбросами приграничной территории.
- Но эта трактовка опиралась на данные пятнадцатилетней давности, - пояснил
Михаил Шкондин, начальник отдела экологической безопасности КГМК. - А они свидетельствовали, что мы выбрасываем в этом регионе в атмосферу практически 240 тысяч тонн диоксида серы в год. Однако уже несколько лет и на настоящий момент в приграничном районе Кольская ГМК работает на уровне 105-106 тысяч тонн выбросов диоксида серы в год. Конечно, что-то из этого количества попадает на норвежскую сторону из-за движения воздушных масс, но степень загрязнения атмосферы не противоречит допустимой отметке, оговоренной их же законодательством.
Кстати, отечественные предприятия по сложившейся практике в подобных ситуациях обычно оправдываются. Между тем есть данные российских научных источников, свидетельствующие, что зарубежные соседи влияют на нашу природу ничуть не меньше, а порой и больше, нежели мы на их окружающую среду.
Международной группой экологов была проделана значительная работа, результат которой стал известен 7 июля. Тогда в правительстве Мурманской области прошло совместное обсуждение вопроса о возможности исключения ряда городов из списка «горячих точек». Представители всех населенных пунктов, которые числятся в перечне неблагополучных в плане экологии, провели свои презентации. После этого было решено, что Мончегорск соответствует всем необходимым критериям, следовательно, его можно убрать из списка.
Однако специалисты ограничились лишь заменой статуса города - с «красного» (означает, что прессинг предприятия на окружающую среду огромен) на «желтый» (негативное влияние на природу невелико). Одновременно было оговорено, что Мончегорск может изменить свой показатель в лучшую сторону уже через два-три года.
Но, прежде чем это произойдет, эксперты выразили желание увидеть, каковы же перемены в городе металлургов. Экскурсия по Мончегорску и посещение производственной площадки Кольской ГМК позволили экологам из Норвегии, Швеции, Финляндии и России воочию удостовериться в результатах природоохранных мероприятий. Специалисты отметили заинтересованность крупного бизнеса в решении проблем охраны окружающей среды, чьи предприятия - главные виновники возникновения «горячих точек».
- Чего греха таить, во время перестройки не только деловые люди, но вся страна была озадачена единственным вопросом - как выжить? Экология в такой ситуации автоматически отходила на второй план, - признал
Михаил Шкондин. - Однако уже в конце 90-х годов пришло осознание, что пик кризиса мы миновали и следует обратить пристальное внимание на природоохранную деятельность. Тогда дирекция компании предприняла ряд важных шагов, направленных на улучшение экологической ситуации в местах присутствия предприятий КГМК.
Комплекс таких мер затронул Заполярный, Никель и Мончегорск. Что касается Мончегорска, то в 2000 году компания отказалась от привозной норильской руды, которая содержала большое количество серы. После этого была проведена реконструкция газоочистного оборудования, что позволило в несколько раз снизить уровень промышленных выбросов в атмосферу. Затем предстояло увеличить интенсивность местной горнодобывающей отрасли и нарастить мощности обогатительных фабрик, участка брикетирования, чтобы компенсировать отсутствие норильского сырья. Это было достигнуто, хотя экологическая программа, реализуемая предприятием, и сейчас сказывается на прибыли.
Металлурги приводят такой пример: каждая тонна серной кислоты, которая производится для того, чтобы не выбрасывать диоксид серы в воздух, приносит комбинату убытки до 2400 рублей. В год такой бизнес оборачивается существенным уроном - в 500-600 миллионов. Тем не менее природоохранная программа выполняется неукоснительно.
Путешествуя по городу, его окрестностям и промзоне, экологи отметили положительные перемены. В летнее время они особенно заметны - это и зазеленевшие сопки, и прижившиеся саженцы на месте бывшего пустыря в непосредственной близости от комбината. Возможно, когда-нибудь там появится аллея.
А ученые Лапландского заповедника рассказали, что увеличились численность и видовой состав живых организмов. В район Мончегорска вернулись те виды животных, которые перестали встречаться еще 20-30 лет назад. Например, землеройка. Это существенный индикатор возрождения природы.
- Конечно, ряд вопросов остался, - констатировал Екка Михельсон, координатор рабочей группы. - Но, если брать в расчет мероприятия, проведенные ОАО «Кольская ГМК», нынешнее состояние окружающей среды и показатели влияния на нее предприятия и сравнить их с действующими в стране нормами, то надеюсь, в ближайшее время можно будет говорить о полном исключении Мончегорска из списка экологических «горячих точек».
В таком случае он станет первым городом за последние двадцать лет, покинувшим «горячую» зону.
- Это окажет большое влияние на престиж Мончегорска и нашего предприятия, - убежден
Михаил Шкондин. - Авторитет Кольской компании возрастет в разы. Потребители будут понимать, что мы ориентированы не только на извлечение прибыли, но и на соблюдение определенных социальных гарантий
http://www.mvestnik.ru/shwpgn.asp?pid=201108053085