2011-2012 годы судьбоносные для здравоохранения нашей страны. Сейчас идет подготовка к переходу медицинских учреждений на разные системы финансирования. Это лишь одно мероприятие из целого комплекса мер, которые необходимо будет осуществить в рамках модернизации системы медицинского обслуживания. А все новое, как обычно, вызывает недоверие людей, и чем шире и глубже изменения, тем больше скептицизм. Что будет, что делается уже сейчас, какую реальную пользу от будущих перемен получит рядовой гражданин, нуждающийся в медицинских услугах? Сегодня все эти вопросы мы переадресуем главному врачу Мончегорской центральной городской больницы Александру Войтову.
- Александр Валентинович, модернизация российской системы здравоохранения предполагает целый комплекс трудоемких и дорогостоящих мер, реализации которых врачи ждали на протяжении долгого времени. И вот, дождались. Но разговор нам придется начать не с этого приятного момента. Уже несколько дней в редакцию «МР» поступают звонки и письма от жителей города, обеспокоенных переездом нескольких подразделений больницы из одних зданий в другие. В частности, много жалоб поступает от родителей, чьи дети лежат в детском отделении МЦГБ. На днях его перенесли в помещение отделения восстановительного лечения. Прокомментируйте, пожалуйста, ситуацию.
- Все это непосредственно связано с теми мерами, которые мы предпринимаем в рамках модернизации городской системы здравоохранения. Как вы правильно сказали, эта программа состоит из нескольких частей. Первый и основной блок касается проведения капитальных ремонтов в помещениях больницы. У МЦГБ объем капремонта, наверное, самый большой, если сравнивать с остальными городами Мурманской области. С одной стороны, это хорошо, поскольку нам удалось включить много объектов в программу, финансируемую из федерального бюджета. С другой - эти ремонтные работы создали ряд проблем, с которыми приходится сталкиваться не только медицинскому персоналу, но и нашим пациентам. Детское и инфекционное отделения – это лишь одно подразделение больницы, которое нам пришлось перенести, руководствуясь тем, что в этом помещении необходимо провести серьезные ремонтные работы. Мы нашли возможность разместить наших пациентов в других корпусах. Понятно, что в результате такой скученности обстановка там не будет полностью соответствовать условиям, которые бы нам хотелось создать для мончегорцев.
- Перенос детского и инфекционного отделений – это единственный возможный выход?
- Мы рассматривали другие варианты. Например, было предложение перевести пациентов детского отделения в больницы соседних городов. Такая практика существует, тем более все знают, что сейчас уже решился вопрос относительно слияния больниц Кировска и города Апатиты, а в Мурманске в то же время происходит объединение больницы «Севрыба» и больницы скорой медицинской помощи, детской городской больницы и детской инфекционной больницы. Это делается для того, чтобы собрать в единый кулак все имеющиеся силы и средства. Но мы посчитали неприемлемым перевод пациентов из мончегорской больницы в медучреждение другого города. Я думаю, нежелательно отрывать детей от родителей, да и вообще надо учитывать, что лучший стационар для ребенка – это его родной дом. Поэтому мы решили просто перевести пациентов детского отделения в другое здание.
- В каких еще помещениях МЦГБ сейчас идут ремонтные работы?
- Мы уже начали ремонт гинекологического отделения в хирургическом корпусе. Параллельно идут работы в соматическом корпусе, одном из самых старых зданий МЦГБ. Там у нас располагается кардиологическое отделение, терапевтическое и неврологическое. Ремонт терапевтического отделения на сегодняшний день завершен, но тем не менее сохраняется ситуация, когда у нас заняты оба больших стационарных здания. Также в рамках проводимого капитального ремонта нам пришлось перевести инфекционное отделение в здание дерматовенерологического корпуса, которое находится на улице Нагорная, что тоже вызвало недовольство. Но, повторюсь, это необходимая мера.
- То есть все вернется на круги своя, когда ремонтные работы подойдут к концу?
- Безусловно. Мы должны в достаточно короткие сроки провести все намеченные ремонты. Планируется, что весь объем работ будет завершен к 1 июля 2012 года, но часть объектов будет сдана уже через 2-3 месяца. Я хочу, чтобы все поняли, что речь идет о капитальных ремонтах с полной заменой всех дверей и всего напольного покрытия. Также рабочие установят стеклопакеты, современную вентиляцию и систему противопожарной сигнализации. Кроме того, сейчас появилась информация, что под отремонтированные помещения можно получить новые кровати, столы и тумбочки. Мы очень надеемся, что и это удастся реализовать.
- На территории мончегорской больницы есть так называемый «недострой», объекты, на которых уже давным-давно было остановлено строительство. Нет ли возможности что-то сделать с этими зданиями в рамках проводимых капитальных ремонтов?
- Это значится в наших планах. Капитальный ремонт тех блоков, о которых мы сейчас говорили, - это первый этап всех намеченных работ на территории МЦГБ. Этап очень дорогостоящий, он обойдется в 85 млн. руб. Далее мы планируем приступить к тем двум недостроенным объектам, которые находятся около терапевтического корпуса. Мы будем достраивать их опять же за счет средств, выделяемых из областного и федерального бюджетов. Ну, а что касается тех зданий, которые сейчас уже разбирают, то они не подлежат восстановлению. Тем не менее у нас есть задумка, как их можно использовать. Сейчас проводится демонтаж. Из одного из этих зданий, скорее всего, задействуем два первых этажа, планируется сделать новый современный пищеблок. Таким образом, капитальный ремонт повлечет за собой серьезные изменения во внешнем облике МЦГБ. Сейчас мы вынуждены терпеть неудобства, но после завершения работ ситуация с помещениями и их оснащением изменится кардинально.
- Проводимые ремонты – это непременное условие для получения новой медицинской техники, так?
- Да. После капитального ремонта мы будем устанавливать новое оборудование. На сегодняшний день МЦГБ уже получила великолепный аппарат ультразвуковой диагностики, два дефибриллятора, а в ближайшие дни в город должны поступить четыре единицы уникальной техники для лабораторной диагностики. Речь идет об автоматических анализаторах разного вида. Всего планируется ввести более 50 единиц медицинской техники. Эта аппаратура предоставляется нам в рамках федеральной программы. Для эксплуатации этой техники существуют жесткие требования. Оборудование необходимо ставить в помещения, где проведены современные капитальные ремонты. Наша больница нуждается в каждом аппарате, который должен поступить в город. Оно уникальное и дорогостоящее.
- Капитальные ремонты зданий больницы и их оснащение современным оборудованием – все это составляющие части программы модернизации системы здравоохранения. Следующий этап – проект «Информатизация». Что это такое?
- Говоря простым языком, это переход на электронные версии амбулаторных и стационарных карт, компьютеризация процесса ведения всей медицинской документации. В том числе у населения появится возможность записи на прием и консультацию к врачу посредством сети Интернет. Информатизация системы здравоохранения позволит развивать нам так называемую телемедицину. Сегодня в Мончегорске уже сделаны некоторые шаги в этом направлении. Например, в дерматовенерологическом отделении у нас есть ресурсы телемедицины, которые позволяют пациенту, находящемуся в Мончегорске, получить консультацию врачей мурманских медучреждений. Такая же установка у нас есть в роддоме. Мы в состоянии, не выходя из здания, проконсультировать новорожденных, беременных женщин и родильниц. Планируется, что в дальнейшем это будет расширяться, и мы сможем установить подобную технику в хирургическом и операционном блоках. Это если говорить о технологическом оснащении. Еще модернизация предполагает ряд изменений, касающихся перехода на иную систему финансирования. Уже сейчас мы в большей степени существуем за счет областного бюджета и федеральных субсидий и дотаций. То есть финансирование из городского бюджета для нашей больницы достаточно невелико.
- Александр Валентинович, на сегодняшний день МЦГБ являемся муниципальным учреждением здравоохранения, но в процессе модернизации ее статус изменится. Она станет государственным медицинским центром?
- Да, это действительно так. Мы уйдем в региональное подчинение. Более того, уже не секрет, что мы будем должны взять под свое крыло еще три района – Оленегорск, Ковдор и Ловозеро с Ревдой. В этом есть очень глубокий смысл и очень большая польза в первую очередь для населения Мурманской области. Проблема в том, что маломощные больницы по своему штатному расписанию и структуре не могут иметь весь перечень необходимых специалистов. Когда произойдет объединение и мончегорская больница станет межмуниципальным медицинским центром, мы сможем обеспечить пациентам все необходимые медицинские услуги.
- Говоря об объединении больниц, нельзя не сказать о кадрах.
- Да, безусловно. Кадровая проблема сохраняется. Обеспеченность медицинских учреждений врачебным персоналом по всей Мурманской области не превышает 65%. К сожалению, сейчас средний возраст врачей составляет 50-55 лет. Мы в 2011 году пригласили к себе 11 молодых врачей, но у нас такое же количество врачей ушло на заслуженный отдых. Мы прикладываем большие усилия, чтобы выправить ситуацию, привлекая в город молодых специалистов. У нас есть такой серьезный долгосрочный проект, как медицинский класс. Он существует уже пять лет. Согласно этому проекту, ребята, учась в 10-11 классах, получают дополнительное образование по медицинскому профилю. Мы занимаемся с ними самостоятельно, используя ресурсы нашего врачебного персонала и апатитского медицинского колледжа. Как правило, в таком классе учится 20-25 человек. После школы одни из них хотят получить среднее медицинское образование, другие – высшее. В училища у нас стопроцентное поступление. А в вузы мы готовим соответствующие документы и курируем поступление этих абитуриентов. Когда наши ребята начинают получать высшее образование, мы собираем их и предлагаем им заключить с нами соглашение. Если они готовы вернуться в Мончегорск после учебы и начать работать в нашей больнице, мы гарантируем им стипендию, простую и повышенную, оплачиваем их проживание в общежитии и проезд сюда на каникулы и на практику. По приезде в наш город молодые специалисты получат благоустроенное жилье. Естественно, мы будем поддерживать их и в материальном плане. Кроме финансовых выплат, положенных по законодательству Российской Федерации, мы находим дополнительные возможности финансовой поддержки. Уровень стипендий у интернов и ординаторов достаточно низкий, порядка 3000 руб. Конечно, на такие деньги прожить нереально, и мы стараемся доплачивать им до среднего уровня заработной платы медработника, то есть до 9000 руб. Еще раз повторюсь, мы стараемся всеми силами привлечь в наш город молодых специалистов и создать им все условия для работы. Я думаю, когда они увидят наши отремонтированные помещения и современную дорогостоящую медицинскую технику, у них появятся дополнительные стимулы для работы в Мончегорске.
- Александр Валентинович, в каких отделениях МЦГБ особенно остро чувствуется недостаток кадров?
- Серьезные проблемы существуют в отделении «Скорой помощи». Там у нас до сих пор недокомплект: необходимо, чтобы в каждой бригаде был врач, а у нас, к сожалению, есть и фельдшерские бригады. Также есть проблемы в городской поликлинике, там только один эндокринолог, один окулист, один хирург.
- Как вы говорите, медперсоналом учреждения обеспечены только на 65%. Почему тогда идут разговоры о плановых сокращениях в рядах нашей больницы? Это слухи?
- Не более чем. У нас сокращения не может быть ни теоретически, ни практически. Во-первых, потому что мы готовимся к тому, что нам предстоит обслуживать пациентов Оленегорска, Ковдора, Ловозера и Ревды. Во-вторых, сейчас работа всей медицинской сферы России уже второй год осуществляется согласно новым порядкам оказания медицинской помощи. По каждой нозологии прописан свой стандарт, единый для всей страны. Согласно этим порядкам, действующее штатное расписание увеличивается, а не уменьшается. Кроме того, в рамках модернизации системы здравоохранения в России принято положение, согласно которому мы должны выйти на мировой уровень по соотношению «врач-медсестра». Оптимальное соотношение – это один к четырем. В нашей больнице, да и во всех медучреждениях области это соотношение равно один к двум. То есть число медсестер в дальнейшем должно увеличиться.
- Программа модернизации достаточно дорогостоящая, но если я не ошибаюсь, она предполагает, что сейчас, получив массовые вливания за счет областного и федерального бюджетов, больница должна стать самоокупаемой?
- В принципе, именно это конечная цель всей программы модернизации. Сейчас на федеральные деньги сделаем капитальный ремонт, закупим дорогостоящую технику, а потом уже своими силами мы должны выполнить косметический ремонт, закупить ту технику, которую можно назвать рутинной. Все это говорит о чем? О том, что в дальнейшем нам придется серьезно шевелиться и работать, хотя государственная поддержка все-таки будет сохраняться. Лично я таких перемен в системе здравоохранения ждал давно и воспринимаю их только положительно. В конечном итоге, я думаю, изменения в системе здравоохранения Российской Федерации приведут к тому, что больницы перейдут в разряд полностью автономных учреждений. Пока этого не произойдет, главные врачи больниц, по сути менеджеры, будут находиться в несвободном положении в вопросах распределения денежных средств. Например, больница смогла сэкономить на коммунальных платежах, установив
счетчики ресурсопотребления, 7-8 миллионов рублей. Это очень хорошие деньги, на которые можно сделать многое, в том числе купить 3-4 машины «скорой помощи», необходимые городу. Но Бюджетный Кодекс категорически запрещает перемещение этих сэкономленных денег из одной статьи в другую. То есть сэкономил на ЖКХ и будь добр - потрать на ЖКХ. Сэкономил на питании - потрать на питание. Мы так и делали. Помнится, однажды нам пришлось кормить пациентов красной икрой. Естественно, такая трата средств мало кому понравилась, но мы ничего не могли поделать. А когда мы станем автономным учреждением, вся наша экономия в конце года уйдет в доход бюджета больницы, и мы сможем распределять эти деньги туда, где наблюдается острая необходимость.
- Проводимую модернизацию в медицинской сфере называют перестройкой системы здравоохранения. Вы согласны с этим?
- Нет, это именно модернизация, но очень запоздалая. В любой другой стране мира она происходит регулярно. А мы довели нашу систему здравоохранения до состояния клинической смерти, но, к счастью, сейчас проводим реанимацию. Я думаю, она будет успешной