Вопросы создания нового плавильного производства, внедрения инновационных технологий, реализации совместного российско-норвежского экологического проекта, - вот главные темы пресс-конференции главы КГМК Евгения Потапова, состоявшейся в минувшее воскресенье в Мончегорске.
Как подчеркнул генеральный директор, принципиальное решение по созданию нового плавильного производства компания приняла еще три-четыре года назад. Но для того, чтобы успешно осуществить подобный проект, необходимо было решить целый ряд технологических проблем, найти такое решение, которое удовлетворяло бы и по экономическим, и по экологическим параметрам.
- Сейчас в Никеле объем выбросов составляет до 60 тыс. тонн диоксида серы в год. Предполагается, что на новом плавильном комплексе этот уровень будет снижен до трех тысяч тонн, значит, мы снижаем выбросы в 20 раз. Причем российское законодательство допускает уровень в 40 тыс. тонн, а по соглашению, заключенному с норвежцами, - 12 тыс. тонн. То есть, то, что мы сейчас сделаем, в 4 раза лучше, эффективнее условий соглашения. И именно поиск и разработка такой технологии отняло у нас определенное время, - отметил генеральный.
Где строить?
Согласно проекту, в Никеле останется только добыча на руднике «Каула-Котсельваара». Металлургическое производство сосредоточится в Мончегорске. Это позволит обойтись значительно меньшим объемом необходимой инфраструктуры при неизменном уровне выпуска продукции. Кроме того, строительство нового комплекса на площадке «Североникель» обойдется на 25% дешевле, чем в Никеле. И еще один значимый момент: в скором времени рядом с Мончегорском пройдет газопровод, а значит, на промплощадку будет подан газ, что сделает производство еще более эффективным. В Никеле газификация ожидается в более отдаленной перспективе.
В настоящее время проект отдан на государственную экспертизу. Предполагается, что в начале сентября будет получено положительное заключение. После этого начнется реализация проекта.
- По экономическим показателям это производство будет в десятки раз эффективнее, чем сейчас, а по себестоимости - сопоставимо с лучшими мировыми аналогами, - считает Евгений Потапов.
Коллапса не будет
Конечно, перспективы плавильного производства не могут не волновать жителей поселка Никель, тем более, что для него оно является градообразующим. В настоящее время ведется поиск наилучшего варианта использования промплощадки. Она расположена недалеко от морского порта, там есть доступ к дешевым энергоресурсам, что делает задачу ее перепрофилирования вполне реальной.
- Для решения этой проблемы у нас еще есть определенное количество времени, потому что, как бы мы ни хотели быстро стартовать, новый металлургический завод меньше, чем за четыре года не построишь. Это определяется не только и не столько нашей расторопностью, а тем, что сроки поставки необходимого оборудования, например, кислородного блока, - три-четыре года. Поэтому времени, чтобы принять решение, вполне достаточно, - отметил глава КГМК.
Также генеральный дал понять, что для компании понятие «социальная ответственность бизнеса» - не пустой звук. И оно заключается не только в реализации различных социальных программ, что само по себе немаловажно, но, прежде всего, в развитии производства, а, значит, в перспективе стабильного и устойчивого развития Печенгского района на десятки лет вперед.
- Вы знаете, что мы активно ведем работы по строительству рудника «Северный-Глубокий». Уже сейчас там производится около 4 млн. тонн руды в год. В следующем году производство вырастет до 5 млн., потом до 6 млн. тонн. Через два года мы завершим работы по реализации этого проекта. То есть, за счет капитальных вложений, сделанных в последние 5-6 лет, созданы предпосылки для долгой и устойчивой работы производственного комплекса в Печенгском районе. При этом инвестиционный проект по развитию рудника «Северный-Глубокий» был сделан в строгом соответствии с экономическими канонами, так что у нас это предприятие будет рентабельно долгие годы. Что касается поселка Никель, то объем добычи руды на руднике «Каула-Котсельваара» за последние три года вырос на 265 тыс. тонн, что позволило создать дополнительно 180 новых рабочих мест непосредственно в поселке Никель. Это факт. А рассуждения на тему, что завтра все закроется, - не более чем безосновательные предположения, - подчеркнул генеральный директор.
Больше разговоров
Хотя экологическая составляющая проекта нового плавильного производства в части технической и технологической оснащенности у его создателей не вызывает опасений, перспектива появления нового производства вызвала много вопросов у журналистов.
- Государственная экспертиза будет проверять проект на соответствие требованиям экологического законодательства. Если будет получено положительное заключение, это значит, что ухудшение экологической обстановки после реализации проекта в Мончегорске не произойдет, - развеял сомнения Евгений Потапов.
Кроме того, он напомнил, что для Кольской компании вопросы повышения экологической безопасности производства являются приоритетным направлением. В настоящее время в Мончегорске реализуются три экологических проекта: утилизации солевых стоков стоимостью в 150-200 млн. долларов, нового сернокислотного производства и перевод всего объема производимой меди на технологию «Минпрок».
- Что касается реализации совместного российско-норвежского проекта, то если сравнивать средства, выделенные Норвегией, и количество публикаций на эту тему, - здесь больше разговоров, - отметил глава КГМК. Стоимость проекта с момента заключения соглашения выросла с десятков до сотен миллионов долларов, так что этот грант имеет для нас больше эмоциональное значение. Тем не менее, несмотря на все издержки, уже в ближайшее время мы получим первые результаты: в конце 2009 года запустим цех брикетирования, а значит, реально снизим выбросы в Заполярном. Это очень хороший пример сотрудничества на государственном уровне в приграничных районах, где мы совместно решаем сложные проблемы.
Михаил АЛЕКСАНДРОВ