В поселке Ловозеро закончился массовый забой оленей. Нынешняя убойная кампания началась с большим опозданием. Причиной стала теплая погода и отсутствие снега. Руководители хозяйств переживали, что олени уже начали терять вес, а забойные пункты не готовы. Да и что делать с деликатесным мясом? Раньше его отправляли за рубеж, а теперь нужно поставлять на российский рынок. С проблемами оленеводов лично ознакомился губернатор области. Знакомство с оленеводческим хозяйством началось с поездки на оленьей упряжке. Масса впечатлений. Олени разгоняются до 80 км/час.
Рогатую команду готовят для Праздника Севера. Она примет участие в гонках - вид спорта, присущий только Кольскому краю.
Губернатор Мурманской области
Дмитрий Дмитриенко говорит: "В сознании многих россиян Мурманск и Кольский край ассоциируется с оленями. Это наш брэнд, наше всё. Мы много делаем для развития оленеводства, но пришло время посмотреть на ситуацию другими глазами. Скорее всего, будет закуплен правительством в контейнерах системный забойный пункт".
Передвижной убойный пункт, отвечающий всем требованиям современности, установлен в Краснощелье, но работает он как стационарный. В нем появился ряд дополнительных помещений. Проблемы с убойной кампанией остались. Зима выдалась теплая. Первые олени в поселке Краснощелье и в Ловозеро пошли под нож только в начале февраля. Своих мощностей у кооператива не было. Поэтому убойную кампанию перенесли почти на два месяца. Специалисты забили две тысячи голов, а это на тысячу оленей меньше, чем в прошлом году. Специалисты сейчас борются за увеличение поголовья дикого скота.
Работа с оленями продолжается, идет спилка рогов, отбор гоночных животных. Что делать с мясом - пока не ясно. Первая оленина уже поступила на стол северян. Реализовать надо 60 тонн, причем, исключительно на российский рынок. Только в этом случае оленеводам гарантирована поддержка государства.
Виктор Старцев, руководитель сельхозкооператива "Тундра": "Необходимо обеспечить нормальные условия в плане защищенности оленеводов и оленей, в местах выпаса и местах жизни. Фактически и оленеводы и олени - беззащитны. У нас нет оружия, а, значит, нет возможности отстреливать хищников, если они нападают на стада домашних оленей".
Северное стадо в десятки раз меньше, чем было раньше. Оленеводы выдвигают идею - со следующего года объявить мораторий на забой животных. Пока правительство области настаивает на резком сокращении количества оленей, по всем параметрам подходящих для убоя".