27 декабря 2013 в 08:29, Ловозеро
В Мурманской области началась убойная кампания. Пока только в СХПК "Тундра". Оленеводы там работают в авральном режиме, ежедневно сокращая стадо на сотню голов. В отдаленных оленеводческих базах к убою только готовятся. И сказать точно, когда он начнется, специалисты не могут. На то есть несколько причин.
Работы на ловозерском пункте начинаются задолго до номинального рассвета. К рассвету фактическому полсотни голов уже нет. На сегодня, говоря языком оленеводов, треть мясо-плана они выполнили. Продукция практически с колес ушла в магазины региона. Случаев, чтобы самое экологически чистое мясо залёживалось, еще не было.
Ветврач СХПК "Тундра" Алексей Филиппов поясняет: "В основном, на убой идут телята. Они более здоровые, чистые, не поражены гельминтами. Мясо проходит ветеринарный контроль".
В Краснощелье убойный пункт закрыт. Рогатых нет. Они в тундре. Надеясь встретить поголовье в отдаленных оленеводческих базах, проезжаем 80 километров. Потом еще 20. И никого. Оленеводы ушли в бескрайние просторы тундры. Собирать стада. Уже второй раз за этот месяц.
Михаил Бараковский говорит: "Оленеводы сейчас уезжают к морю, толкают сюда их, в лесную зону. Потому что где браконьеры толкнули. Браконьеры то свои куски отделяют, загоняют куда-нибудь, стреляют".
Разгоняют стада и волки. В этом году их особенно много. Чтобы не терять поголовье, нужна изгородная система. Другими словами, забор вокруг Ловозерского района. Масштаб, конечно, пугающий. Но семья Терентьевых, которая до расцвета браконьерства имела родовое стадо, знает о чем говорит. Подобный положительный опыт есть и в других субъектах страны.
Алексей Терентьев заметил: "Теперь оленеводов очень мало осталось. Оленями никто практически не занимается. Отёл даже по-настоящему не проводят".
Кораль Поросозеро. В самом сердце тундры. Работников моложе 50 здесь нет. Зоотехник Юрий Филиппов признается, что на базе остается только из-за своих оленей: "Можно сказать, что оленеводство потихоньку угасает из-за нехватки молодежи. Работают пенсионеры. У кого спина, у кого ноги, ну и зарплата низкая. Была бы нормальная зарплата, люди бы пошли".
Оленеводы считают свою профессию одной из самых тяжелых. В том числе из-за условий. В тундре, где полгода морозы и круглый год хищники, без связи и оружия они оберегают стада.
Владимир Игнатьевич Терентьев сообщил: "Браконьеры приезжают. У них оружие, автоматы. А пастухам не разрешают".
Те, кто сейчас собирает рогатых, рискуют и Новый год встретить в тундре. С поголовьем. Погода не позволяет завершить сбор оленей в срок и начать их просчет.
По мнению председателя комитета по агропромышленному комплексу и продовольственному рынку Мурманской области Сергея Приданникова: "Для того, чтобы гнать их кусками в сторону места, нам нужны крепко замерзшие реки, озера и так далее. Чтобы не дай Бог, кто-нибудь не провалился. Если будет глубокая оттепель, значит, она будет сдвигаться дальше и дальше, до сильных морозов".
Тем не менее, осилить убойную кампанию труженики тундры должны до конца февраля - середины марта. После чего оленей в обязательном порядке провакцинируют. Ездовых быков отделят от плодового стада. И будущих мамочек отправят на вольный выпас. Им уготовлены самые лучшие пастбища.
Если Вы обнаружили ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter