Чего ни хватишься в Ловозере - ничего нет. Закрыли больницу, теперь она в Ревде, не работает баня, обветшала поселковая поликлиника. Один участковый милиционер мыкается между Ловозером, Каневкой, Сосновкой и Краснощельем, военкомат в Мончегорске, роддом - в Оленегорске… Только чиновничества становится все больше. Нынче помимо районной администрации в Ловозерье трудятся еще две - в Ревде отдельная управа, Ловозеру и «отдаленке» (Краснощелье, Сосновка, Каневка) тоже полагается свой «Белый дом». В общем, с начальством все «по-взрослому». Расходы на содержание аппаратов власти предусмотрены в бюджете. А вот у населения жизнь идет через пень-колоду.
...Собранию селян Ловозера в помещении местного совета ветеранов было тесно. Пришли люди почтенного возраста на встречу с главой сельского поселения Светланой Пидгаецкой - о наболевшем поговорить да спросить, почему такой тусклой жизнь стала.
Доклад главы об исполнении бюджета собравшиеся слушали с вежливым терпением. В нем то и дело звучали сетования на сложности и препятствия… Приуныли селяне. Что бензин дорогой, они сами знают. Да, много проблем с организацией и доставкой топлива и продовольствия в Краснощелье и прочую «отдаленку». Но может быть, стоит искать какие-то новые варианты их решения? Сама глава признала, что часто «мешает инерция». Ни для кого не секрет, что топливо, предназначенное для дизельной электростанции в Краснощелье воруют - и во время транспортировки, и в селе из-за нечеткой схемы хранения, потому что цистерны бесхозные. Так ломайте «инерцию»! На подобные «сложности» управу найти можно - прикрыть лавочку раз и навсегда, а не разводить руками: вот, мол, топливо опять кончилось, где взять деньги на новое. Хорошего Анискина к этому делу приставить надо, и топлива будет хватать.
Вообще в рассуждениях местной власти преобладала какая-то обреченность. И законы-то, которым следует подчиняться, корявые, несовершенные, и обстоятельства кругом непреодолимые… Но сложность бюрократических конструкций как-то не впечатляет жителей. А когда преподносится как повод к бездействию, то и раздражает их, чувствующих себя брошенными один на один со своими трудностями.
- Много говорят, но ничего не меняется. Констатируют факты, ссылаются на «объективные причины» своего бездействия, а что от этого проку? - такую характеристику дал местным чиновникам один из старейших жителей Ловозера Василий Николаевич Филиппов. - Ну и что тогда - сложить лапки и умирать?
Взять хотя бы баню, которая не работает. Просят ловозерские бабушки баньку, так просят! Сердце щемит слушать.
- Мы же Ловозеро построили, все здоровье отдали, работая! Неужели не заслужили на старости лет в баньке помыться, попариться, косточки погреть? Ведь в ванну в нашем возрасте не всякий залезть может! - взяла слово Галина Кузьмовна Юдинцова.
От 5 до 6 миллионов рублей надо на ремонт, отвечали ей.
- Так, может, мы скинемся, кто сколько может, хотя бы на какую-то часть! - не сдавались ловозерские ветераны. Картина не для слабонервных…
Эку невидаль выпрашивали местные жители - баню общественную. А им говорили - дорогое удовольствие. Помилуйте: в Ловозере в войну баня работала! И вот дожили, не по карману селу стала. Жителей «парят» доводами о том, что баня нерентабельна, а кто же будет терпеть убытки? Мол, ООО «Градсервис», арендовавшее баню и прачечную, отказалось от убыточного объекта, теперь надо выставлять его на конкурс… Ну так придумайте же что-то! Ведь в селе есть частный сектор, живущие там люди должны иметь возможность помыться. С учетом того, что летом горячую воду надолго отключают, такая «роскошь» необходима и прочим.
- А когда баня вообще была прибыльной? Если речь не о баньках с тайским массажем и купальнями, а об обычных общественных, то они всегда планово-убыточны, - прервала поток «предсмертных» доводов Юлия Чупрова, член общественной палаты Мурманской области. - Может, стоит тщательнее поискать средства? Например, я никак в толк не возьму, что значит статья в бюджете «другие государственные расходы», составляющая его треть? Значит, бюджет не прозрачен.
Она считает, что есть у жителей возможности изменить свою жизнь, есть рычаги воздействия на власть:
- Не захочет она взять на себя проведение опроса или референдума о какой-то проблеме, тогда это может инициировать общественная организация. Взять хотя бы состояние нашего здравоохранения. Почему, например, я должна везти ребенка к специалисту в Мурманск - за свой счет, отпрашиваясь с работы, теряя в заработке? Как здесь растить детей? Поэтому и уезжает молодежь. Между тем Конституция РФ гарантирует каждому равные права на получение медицинского обслуживания, это право никто не отменял. Опрос отразит мнение населения, а если мы не будем услышаны властью, есть еще судебные инстанции. Почему не создать такой прецедент? Ведь у нас люди умирают в молодом возрасте, потому что «скорая» не успевает приехать к больному вовремя. Кто из нас обращался выше, чем к местному чиновнику? Нас не услышат, пока мы сами не начнем вытаскивать себя за волосы, как барон Мюнхгаузен.
Болото, конечно, не мелкое. И, скажем, с тем, что теперь району по плечу только одна «большая» больница, которая находится в Ревде, селянам, видимо, придется мириться. «Вестник» уже писал об этой проблеме. Тут выбор был такой: или две плохонькие, или одна, но с современным оборудованием и укомплектованная врачами. Решено было, что второй вариант гораздо эффективнее - для самих же больных… Но вот отремонтировать поликлинику, организовать хотя бы несколько стационарных, круглосуточных койко-мест в селе, обустроить рентгеновский кабинет (тем более что рентгеновское оборудование уже больше года пылится на складе) - так ли уж это не по силам местным властям? И что тогда по силам?
Светлана Пидгаецкая упрекнула было земляков: мол, дети многих покинули село, а пришлых специалистов попробуй замани «в наш медвежий угол». Получается замкнутый круг: уезжают, потому что жить плохо, а плохо, потому что уезжают. Что же делать - всем навострить лыжи? Или все-таки засучить рукава и отстаивать право малой родины на достойную жизнь?
...Не одна уже неделя прошла со дня того схода. Я все ждала - чем обернется тот «банный день», проклюнутся ли хоть какие-то перемены к лучшему? Похоже, ждала зря.
- Баня по-прежнему не работает, в поликлинике тоже без перемен, - сообщила вчера по телефону Юлия Чупрова…
А еще в Ловозере готовятся ко встрече с большим начальником из Мурманска, которого пригласил местный совет ветеранов. Говорят, на нее собирается все село. Так что яблоку негде будет упасть уже во Дворце культуры.
Татьяна ПОПОВИЧ, Ловозеро