Дикий табун на Терском берегу появился в 90-е годы — одичали лошади, выпущенные колхозом «Беломорский рыбак». Это представители редкой якутской породы, 17 голов которых сюда завезли еще в 1989 году по инициативе председателя колхоза А. Рейзвиха. По рассказам местных старожилов, в районе собирались заняться мясным коневодством, но распад СССР внес свои коррективы в планы.
Табуна больше нет
Лошади без хозяина несколько десятилетий скитались по Терскому берегу. Но в какой-то момент резко стали мешать сельчанам, и те начали жаловаться на них властям. С 2020 года в администрацию Терского района массово посыпались обращения людей, опасающихся такого соседства. Теперь от табуна практически ничего не осталось.
Фото: ВК-группа «Дикие лошади Кольского п-ова»
Проживающая в Кузомени
Наталья Чунина несколько лет ухаживала за животными. И теперь всерьез опасается за судьбу подопечных. Сегодня о табуне напоминает лишь одинокая кобыла Снежка и ее 4-месячный жеребенок. Дело в том, что с 2022 года коней вывозит в Калужскую область предприниматель
Игорь Власов.
Были под присмотром
В Кузомень семья Натальи Чуниной переехала в 2016 году. Северянка сразу обратила внимание, что на Терском берегу в свободном выгуле находятся лошади. Тогда их было 5−6 голов.
«Прожили мы до 2018 года, и я просто увидела, что лошади умирают. Весной погибают. И возле нашего дома маленькая кобылка, которую мы пытались спасти от смерти, погибла прямо на наших руках. И с этого момента мы приняли решение заботиться о животных», — рассказала Наталья.
Для этого Наталья решила заручиться народной поддержкой. Создала группу в «ВКонтакте», кинула клич, что дикий табун нуждается в помощи, и кто чем мог — помог. Очень много людей, по словам северянки, не смогли пройти мимо.
«Первая откликнулась атомная станция в Полярных Зорях, они привезли очень много корма. У нас зима была такая хорошая, лошади смогли прокормиться. На следующий год люди стали откликаться — кто привозил сено даже на машине, сами мы покупали. Так и кормили, лошади умирать перестали», — поделилась заботливая северянка.
Табун стал разрастаться — 20-летняя кобыла Снежка ежегодно жеребилась. Животных уже было около 10. О них благодаря группе «ВКонтакте» «Дикие лошади Кольского п-ова» узнали далеко за пределами Мурманской области. Россияне стали считать табун местной достопримечательностью. Сейчас сообщество насчитывает более 3500 подписчиков, и теперь они обеспокоенно следят за тем, как переезжает табун с севера в центр страны.
Так решили власти
Как сайту «Хибины» рассказали в администрации Терского района, с 2020 года от жителей села Кузомень начали поступать массовые жалобы. Ссылались на то, что чувствуют угрозу здоровью и жизни из-за нахождения на территории «диких» лошадей. Поэтому власти приняли решение найти хозяина безнадзорным животным.
Фото: ВК-группа «Дикие лошади Кольского п-ова»
«Безопасность жизни и здоровья населения являются одним из главных факторов обеспечения жизнедеятельности территорий. Было проведено большое количество мероприятий: встречи с населением села Кузомень, проведение противоэпизоотических мероприятий ветеринарной службой. В итоге по решению суда „дикие“ лошади были приняты на учет в СП Варзуга», — раскрыли подробности в районной администрации.
Правда, долго на балансе Варзуги лошади не числились. Вскоре собственник принял решение передать животных предпринимателю Игорю Власову. Оказалось, что у калужского бизнесмена в области действует проект «Восстановление дикой лошади в природе».
Власов и его проект
В Калужской области Игорь Власов развивает проект по восстановлению лошадей якутской породы. В СП Угорское Дзержинского района он взял в аренду несколько десятков гектаров земли, на которых поселил уже перевезенных из Кузомени животных.
Первую партию лошадей с Терского берега он вывез в 2022 году. Вскоре один из жеребцов у него погиб. Как пояснил мужчина, Борьки не стало из-за борьбы за кобылу: мол, местный конь смертельно ударил приезжего копытом.
За оставшимися в Кузомени животными калужский коневод наведался в октябре этого года. Забрал животных, но кобылу Снежку и ее жеребенка оставил. Правда, намерен вернуться и за ними.
Власов убежден, что кузоменскому табуну будет лучше в Калужской области. Свое мнение он аргументировал в группе «ВКонтакте» «Восстановление дикой лошади в природе».
«Климат средней полосы России им более свойственен (читайте историю якутских лошадей), а в климате полярного круга они вырождаются. Все остальные условия для них приемлемы — это их естественная биологическая среда. Здесь нет пищевых помоек, где бы они активно травились, а есть биологическая перспектива, в отличие от биологического тупика в Кузомени! «- считает Власов.
"Верните лошадей!"
Не все северяне оказались готовы попрощаться с живой достопримечательностью Кузомени. Многие люди с сожалением отреагировали на исчезновение дикого табуна и теперь просят заводчика из Центральной России вернуть лошадей назад, в Заполярье.
«Верните лошадей обратно!», «Верните лошадок на их исконное место проживания!!», «Вам никто право не давал их ввозить», «Очень переживаю за судьбу Снежки и ее малышки, оставшихся на Кольском п-ве. Поделитесь своими планами относительно этих, дорогих для многих сердобольных людей, лошадок», — просят люди в соцсети.
В ответ на жалобы и просьбы Власов демонстрирует справку, подписанную предыдущим главой Терского района Геннадием Поповым. Она была выдана в ноябре 2022 года и наделяет его правом брать животных на содержание.
Какая судьба ждет Снежку и ее жеребенка
Сейчас в Кузомени, как мы уже упомянули, остались Снежка и ее жеребенок. Наталья Чунина подозревает, что кобыла снова беременна. А значит транспортировать ее за тысячи километров очень опасно. Северянка надеется, что Власов не станет ее забирать.
По словам неравнодушной сельчанки, в Заполярье есть как минимум двое желающих забрать кобылу с жеребенком на содержание. Речь идет о конных клубах в Кировске и Мурманске. Их представители пытаются получить «добро» от властей. Чтобы в регионе сохранить живую память о существовавшем когда-то на Терском берегу диком табуне.