На руднике «Железном» Ковдорского ГОКа появился уникальный прибор, который не только с высокой точностью дает информацию о взорванной горной массе, но и уберегает от несчастных случаев.
Новый канадский прибор эксплуатируется в карьере комбината всего месяц. Но за это время горняки смогли уже оценить его по достоинству. Сегодня аналогичные приборы используются на успешных мировых горнодобывающих предприятиях, но в России он пока в единственном экземпляре.
Антон КОМЯГИН, начальник техбюро рудника «Железный»: «Это три в одном можно сказать. Это и фотоаппарат, это и инструмент масштабирования, это и софт для определения грансостава руды».
Руда из карьера комбината подаётся в приёмные бункеры дробильной фабрики, где её дробят до определённых размеров и подают на переработку на обогатительный комплекс.
Для того, чтобы процесс дробления проходил быстро и без вынужденных остановок, руда в бункеры должна поступать необходимого размера. Он рассчитывается еще при проектировании взрыва.
Для того, чтобы рассчитать – сколько необходимо взрывчатки и параметры сетки скважин на взрывном блоке для эффективного дробления горной массы, нужно проанализировать результаты предыдущего взрыва на аналогичном по всем параметрам блоке. Раньше горняки брали обычные линейки, располагали их на взорванной породе определённым образом, фотографировали место, обрабатывали снимки в специальной программе, которая выдавала приблизительные размеры кусков и процент их содержания во взорванной массе. С новым прибором всё по-другому.
Антон КОМЯГИН, начальник техбюро рудника «Железный»: «Если раньше нам приходилось лазить по забоям с линейками и постоянно там, озираясь и опасаясь того, что нас там засыплет, подвалит, то сейчас замеры делаются бесконтактным способом на расстоянии до 30 метров от забоя».
Кроме того, прибор сам определяет гранулометрический состав взорванного блока, по которому горняки определяют качество взрывных работ.
Антон КОМЯГИН, начальник техбюро рудника «Железный»: «На выходе из прибора мы получаем так называемое распределение по фракциям забоя. Применяя соответствующие методики к этим данным, мы можем установить эффективность наших принятых решений до этого и внести коррективы для дальнейших взрывов со схожими физико-механическими свойствами блоков».
От расчётов специалистов рудника «Железный» зависит точность, эффективность и безопасность не только буроврывных работ, но и всей производственной цепи комбината.
Антон КОМЯГИН, начальник техбюро рудника «Железный»: «Если взрыв неудовлетворительный, соответственно, это большая цепочка. Это, начиная от экскавации, снижение производительности, снижение ресурсов оборудования».
С тех пор, как аналитические работы стали производиться при помощи нового прибора труд специалистов технического бюро рудника стал более безопасным и эффективным.