В маленьком посёлке Ура-губа делают ставку на переработку рыбы.
Там ловят и коптят палтус. Угощают знаменитым ершом. Кроме того местные жители обратились к сельскому хозяйству, - получают на это гранты. Всё было бы хорошо, если бы не российские законы, которые любую инициативу согнут в бараний рог. Репортаж Натальи Соловьёвой и Александра Саницкого.
Романовские и дагестанские. Овец в Ура-губе решили разводить впервые. На хорошую баранину в области спрос большой, но свежее мясо купить очень трудно.
Ахмед Хаитов, фермер: «В мурманской области почти нету баранины, вся Австралия. Бразилия. Она невкусная. А эта на экологически чистых продуктах и вообще никакой химии».
Ахмед Хаитов долгие годы служил в Видяево, вышел на пенсию и решил заняться сельским хозяйством. Говорит дело прибыльное. Каждая овечка за год приносит 6-8 ягнят. К лету надеется выйти в плюс.
Если Ахмед Хаитов с оптимизмом смотри в свое будущее, то на ферме колхоза «Энергия» ему по доброму завидуют. Стадо 130 бурёнок. Из них дойных около 70. Чем меньше хозяйство, тем сложнее выжить - затраты уж больно большие, а выгоды мало.
Антонина Амбросова, председатель колхоза «Энергия»: «Дотаций мы получаем от государства в пределах миллион пятьсот, а убыток от хозяйства большой».
Но закрыть ферму - лишить несколько десятков человек работы, когда её в посёлке итак не найти. Основанная в 30-е годы Ура-губа, росла и процветала. Магазины, школа, дом культуры, даже своя пекарня была.
Первыми жителями посёлка были норвежцы и финны. После войны сюда приехали русские - из Архангельска, Вологды, Новгорода. Колхоз «Энергия» объединял 75 рыболовецких хозяйств. К началу 60-х суда вели промысел даже у берегов Африки.
Не замерзающий урагубский залив. Когда-то у этих причалов суда стояли в четыре ряда. Сейчас почти никого. Даже самое крупное судно «Энергетик» уже год на приколе, просто потому что квот нет.
По странному российскому закону колхозу квот почти не досталось. В итоге ловить рыбу может одно из двух судов, да и то лишь 3 месяца в году. По таким же оригинальным законам маломерные суда вдруг опали под морской регистр и тоже встали на прикол. Работы практически лишена и маленькая урагубская судоремонтная мастерская.
Александр Загребельный, начальник судоремонтной мастерской: «Мы не просим денег, мы не просим ничего. Дайте только квоту, чтобы мы могли отремонтировать судно. Работать на прибрежке. У нас отличный цех по переработке простаивает потому что ..ну вот».
Небольшой посёлок готов обеспечивать и себя и приезжих свежей рыбой и копчёной. Но объёмы квот не позволяют наладить её ежедневные поставки.
Продавец местного магазина Олеся Супрун извиняется перед гостями, сегодня есть только селёдка и вяленый ерш.
Со знаменитым ершом и расписанием продажи морских деликатесов мы уезжаем в Мурманск. Лучше всего приезжать по четвергам, в рыбный день в посёлке коптят палтус.