20 декабря 2005 в 10:33, Кировск
В настоящий момент, наверное, мало кто в России готов вкладывать значительные объемы инвестиций в создание новых предприятий. В основном все силы как государства, так и крупного бизнеса направляются на поддержание функционирования уже имеющихся производственных фондов. В этой связи образование нового химического комплекса ЗАО «Северо-Западная фосфорная компания» в Хибинах можно назвать ни больше ни меньше как новой тенденцией в экономической жизни страны. Какой вектор в развитии возьмет новое предприятие на ближайшую перспективу, я попросила рассказать генерального директора ЗАО «СЗФК» Сергея Федорова, который посетил Хибины в дни празднования 75-летия Кольского научного центра.
- Сергей Геннадьевич, что в реальности послужило отправной точкой для создания нового горнодобывающего комплекса в Хибинах?
- Прежде всего хотелось бы сказать о том, что за последние 25 лет в мире добыто 3,5 миллиарда тонн фосфатов. А за весь предшествующий этому период - всего миллиард, чувствуете, какая динамика? Что же касается потребления фосфора, то в 2000 году было употреблено 43 миллиона тонн в мире, к 2050 году ожидается использование70 миллионов тонн. Это естественный процесс, когда при росте населения увеличивается потребность в минеральных удобрениях. Это нормальная, здоровая тенденция.
Поэтому, занимаясь этой темой здесь в Хибинах более 25 лет, я, конечно, владею ситуацией по фосфатно-сырьевой базе в России. Честно говоря, на презентации ЗАО «СЗФК» в Москве мы доводили до сведения всех заинтересованных сторон ту аналитическую базу, которая есть по фосфатной составляющей в целом по стране. Рудные запасы, конечно, имеются не только в Хибинах. К примеру, в устье реки Лены есть великолепное месторождение Тамтор с миллиардными запасами фосфора. Но, к сожалению, время для разработки этих месторождений еще не пришло. Что такое устье Лены? Это Северный Ледовитый океан. То есть для разработки месторождения надо еще один БАМ построить, однако в какой-то момент оно непременно будет востребовано.
- На какие перерабатывающие предприятия главным образом рассчитан проект нового химического комплекса?
- Помимо компании «ФосАгро», контролирующей почти 60% рынка минеральных удобрений, в России есть перерабатывающие предприятия, не имеющие собственной сырьевой базы, такие, как акционерные общества «Минудобрения» (г. Россошь), «Дорогобуж», «Акрон», «СУШ- (г Ревда) и другие. Они находятся в постоянной зависимости от сырьевиков, которые диктуют свой уровень цен на апатитовый концентрат. Однако каждое предприятие сегодня думает о своем развитии, поскольку в системе рыночной экономики необходимо строить программы стратегического развития не на один год. Вместе с тем, не имея серьезных долгосрочных контрактов по ценовым и объемным показателям, перед вышеперечисленными предприятиями постоянно маячит опасность остановки производства, мощности которого завязаны целиком и прлностью на хибинском апатитовом концентрате.
В такой ситуации они не могут планировать свою деятельность на перспективу. Поэтому я думаю, что это абсолютно нормальный процесс, когда руководители предприятий и акционеры сегодня думают о своей сырьевой безопасности. Я лично переговорил со всеми директорами этих предприятий и понял, что эта проблема беспокоит всех. Более того, годами работая в ОАО «Апатит» мы постоянно сталкивались с противостоянием сырьевиков и переработчиков в плане образования цены на апатитовый концентрат. Когда-то «Апатит» боролся с череповецким «Аммофосом», который впоследствии влился в состав «ФосАгро», а сейчас акцент сместился в сторону Акрона и господина Кантора. Просто необходимо понять, что пришло время выстраивать другие конструктивные, нормальные отношения. Время создания образа врага, чтобы отвлекать, в том числе и свои трудовые коллективы, проходит, надо научиться мыслить, жить и работать по-другому. В силу этих причин я выдвинул идею создания такого предприятия.
- Ваши оппоненты выражают сомнение в действительной возможности создания нового химического комплекса в столь короткие сроки, приводя в пример объединение «Апатит», история которого насчитывает уже 76 лет. Однако, наверное, стоит учитывать тот факт, что мы живем в эпоху научно-технического прогресса, и то, что раньше растягивалось на десятилетия, сейчас решается очень быстро. Каков будет ваш ответ сомневающимся?
- Оппоненты всегда нужны, если бы их не было, их надо было бы придумать, это заставляет себя держать в форме, в норме. Ну а если серьезно, у нас нет шапкозакидательства. Мы прекрасно понимаем, что такое Олений Ручей. Сегодня самая вкусная и интересная - это верхняя линза Оленьего Ручья, содержащая 21 или 23 миллиона тонн руды, порядка 7 миллионов тонн апатитового концентрата. А вот дальше после пустой прослойки идет очень сложное месторождение. Просто надо понимать, что время хороших, вкусных, нормальных рудных тел, с одной стороны, прошло, а с другой -запрятано глубоко внизу в горах. На сегодняшний день есть разные технические решения, связанные со вскрытием подземной части Оленьего Ручья. Мы планируем вскрывать месторождение подземными автотранспортными автоуклонами и съездами. Это очень тяжелая и дорогая работа. Поэтому было бы неправдой сказать, что мы не видим проблем, да, это все сложно, и мы это понимаем.
- А что необходимо будет сделать на подготовительном этапе?
- Олений Ручей - сложнейшее месторождение, оно похоже на тело осьминога, так вот нам придется добраться до каждой частички рудного тела и вытащить ее. Там содержится примерно 13,5% фосфора, и порядка 390 тонн по запасам руды. Что касается Партомчоррского месторождения, то оно проигрывает по содержанию фосфора месторождению Олений Ручей. Содержание Р2О5 там примерно 7 %. Однако запасы руды там значительно выше, видимо, природа все балансирует. Однако тут стоит заметить, что до Партомчорра предстоит проложить примерно 19-20 километров дороги. В этой связи мы ведем переговоры с Мурманским отделением Октябрьской железной дороги по проектированию этого узла. Для чего потребуется примерно 19 миллионов долларов. Дальше будет строиться рудник. Возможно, это будет горно-обогатительный комплекс. Также высказываются идеи, что два месторождения будут объединены одной фабрикой.
Сегодня мы рассматриваем месторождения, которые находятся на флангах апатитового цирка. Не скрою, мы разрабатываем технологическое решение, которое позволит соединить эти месторождения. Также существует вероятность возникновения необходимости разрабатывать более богатую руду Оленьего Ручья более бедной рудой Партомчорра. В любом случае, нам будет нужна инфраструктура, связанная с горным переделом, как раз этим сегодня и занимаются проектировщики. А дальше понадобятся новые, современные технологические решения.
- А когда предприятие заработает в полную силу?
- Относительно сроков открытия предприятия могу сказать, что сегодня мы трудимся над технико-экономической оценкой,которая разрабатывается несколькими институтами. В конце первого квартала перспектива станет более ясной. В случае получения лицензии реальная живая работа начнется фактически сразу. Можно будет реально начинать какие-то горные работы, затем начнется строительство дороги, временных сооружений, необходимых для работы этого горного комплекса. Это позволит создать дополнительные и весьма хорошо оплачиваемые рабочие места.
Что же касается главных задач, то в настоящий момент мы решили вопрос вывода рудника Олений Ручей на шесть миллионов тонн руды. Это весьма значительные объемы.
- Наверное, одним из самых болезненных вопросов остается уровень заработной платы на горнодобывающих предприятиях. Как вопрос с зарплатой будет решаться на вашем предприятии?
- Горняки, работая на Севере в сложнейших климатических условиях, должны иметь достойную заработную плату. И вот создание конкурирующего предприятия, заметьте, не в плане вражды, а в свете нормального, делового конкретного соперничества, позволит принести пользу людям и, безусловно, приведет к росту зарплаты горняков. К примеру, сегодня заработная плата горняка на горнодобывающем предприятии в Керуне в Швеции достигает 2-3 тысяч долларов. И к этому надо стремиться, постоянно повышая производительность. Мы же с вами уже без пяти минут в ВТО, подписали Киотские соглашения, поэтому должны научиться думать европейскими, общемировыми категориями и в плане устройства производственных мощностей, и зарплаты в том числе.
Беседовала Элина БИЛЕВСКАЯ.
Если Вы обнаружили ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter