В Кировске за два с половиной месяца мошенники смогли взять кредиты на сумму около 1,3 миллиона рублей.
Простая схема
21-летние Костя Костин и Мария Сомова, а также 30-летний Пётр Гавриленко обвиняются в мошенничестве в сфере кредитования. Сразу оговоримся, что все имена в данной публикации изменены, судебное разбирательство ещё продолжается, а подсудимые не признаны виновными. Пока.
По версии следствия, подельники Костина и Сомовой (работницы банка) под различными предлогами брали у своих знакомых либо похищали паспорта и передавали им для оформления кредитного договора. Чаще всего подставные кредиты оформлялись на сотовые телефоны, бытовую технику, а также дорогостоящие ювелирные изделия.
Всего в мошеннический клубок оказались втянуты 56 человек: на одних были оформлены фиктивные кредиты, другие купили незаконный товар с рук.
Уголовное дело передано в Кировский городской суд, на заседаниях дали показания уже около сорока свидетелей. Многие потерпевшие, попавшиеся в паутину обмана, сами до сих пор не понимают, как это произошло.
– Я не знаю, кто мог воспользоваться моими документами. Единственное предположение: в 2011 году я выронил паспорт возле гостиницы «Северная», когда катался на ледяных горках, – объясняет Владимир Назаров. Как потом выяснилось, кредитный договор на него был оформлен, когда он сидел в колонии в Карелии.
– Я увидела в группе «Вконтакте» объявление о том, что продаётся мобильный телефон «HTC» за 12,5 тысячи рублей. Созвонилась с Костей Костиным (это имя было указано на странице), и мы встретились у «Большевика».
Телефон был в коробке со всеми документами. Он объяснил, что работает в салоне сотовой связи, а в качестве премии сотрудникам выдали мобильники, – вспоминает студентка из Апатитов Алина Хребтова. Кстати, чуть позже всю незаконную электронику у покупателей конфисковали стражи порядка, люди остались буквально с носом.
Кредитная изнанка
Возникает резонный вопрос: возможно ли приобрести товар, если кредит оформлен не на вас, а на совершенно другого человека?
– Вполне возможно, – уверяет Алексей Солдатов, раньше он работал продавцом-консультантом в магазине электроники. – Покупатель выбирает товар, продавец оформляет кредитное предложение, с этими документами покупатель идёт в банк, где и подписывает все бумаги, и уже с оформленным пакетом возвращается в салон и забирает товар.
Паспорт при получении товара продавцы не требовали, лишь недавно в некоторых магазинах стали просить показать документ. Весной прошлого года (когда и произошла серия мошенничеств. – Прим. авт.) я несколько раз замечал, что приходит выбирать технику один и тот же человек, причём документы на кредит у него были оформлены на разные фамилии. Я обратился к начальству, но чётких указаний не получил.
Неладное заметили и продавцы ювелирных магазинов. Кстати, документы они тоже не требовали:
– Все бумаги были оформлены правильно, поэтому отказать в выдаче товара мы не могли, – объясняет Анжела Гуляева, продавец известного ювелирного магазина. – Лишь однажды в документах не хватило печати. В салоне был только телефонный номер одного из банковских работников – Марии (Сомовой. – Прим. авт.), я позвонила, но она уверила, что кредит занесён в базу и одобрен.
Подписи на бумагах мошенники подделывали сами или просили расписаться своих знакомых за вознаграждение или чтобы якобы лишний раз не тревожить уже ушедших клиентов, место работы и контактный телефон придумывали. Когда кредитный клубок начали распутывать, люди не узнавали свои автографы, это же подтвердила и почерковедческая экспертиза.
– Весной 2012 года количество договоров, заключённых Марией Сомовой, резко возросло. Через месяц обнаружилось, что по многим соглашениям образовались просрочки.
Я связался с Марией и попросил пояснить ситуацию, она пообещала обзвонить или обойти клиентов, – говорит Александр, специалист-инспектор одного из банков, который представлял интересы потерпевшего в суде. – Я сам взял эти договоры из архива, стал обзванивать клиентов по указанным номерам, но они были либо недоступны, либо не обслуживались.
Проверяя документы, я заметил, что в двух разных договорах были одинаковые номера мобильных телефонов, в некоторых были явно другие подписи, нежели в приложенных копиях паспортов. Марию вызвали в мурманский офис на беседу, однако ничего вразумительного на претензии она так и не ответила.
Также он пояснил, что в банковской базе к каждому договору прикрепляется фото клиента, которое специалист делает на месте. Но в этом случае фотокамера не была настроена, поэтому начальство разрешило девушке фотографировать на телефон. Все портреты, как она позже пояснила, удалялись после месяца хранения и именно поэтому не прикреплялись к договорам. Работодатель уволил Марию и подал заявление в полицию.
Гражданский иск банк пока не заявил, решив взыскать ущерб после вступления в законную силу приговора. До настоящего момента ни один из подсудимых не вернул ни копейки.
В сказку поверишь
На удочку мошенникам попались не только местные жители, но и люди из других городов региона.
– Работаю в строительной организации, один из моих работников в апреле позапрошлого года попросил у меня паспорт, чтобы оформить сим-карту. Потом оказалось, что он поехал в Кировск к друзьям и случайно потерял барсетку с документами, – рассказывает историю своего фальшивого кредита Вадим Чистяков из Мончегорска.
– Летом 2011 года у меня в магазине стащили сумку, в ней был мой паспорт. Потом я восстановила документы, а позже узнала, что весной 2012 года на меня был оформлен кредит, – вспоминает апатитчанка Галина Мироночева.
– Он (Пётр Гавриленко. – Прим. авт.) пришёл к нам и сказал, что устроит меня на работу, платить будут 18 тысяч. Я дала свой паспорт, а потом оказалось, что нужны документы на мужчину, – объясняет кредитная жертва Светлана Малышева. На её гражданского мужа тоже был оформлен чужой заём. Для малообеспеченных горожан мошенники сочиняли самые настоящие сказки.
– Кто-то взял на моё имя кредит на 30 тысяч рублей, купил золотой крестик и цепочку. А паспорт я давала только Петру, другу моего мужа, он сказал, что оформит карточку в банке и будет каждый месяц мне на неё деньги класть, чтобы помогать материально, – вспоминает Ольга Гадалина. Женщина работает дворником, для неё сумма фальшивого кредита показалась просто баснословной.
Многие потерпевшие узнавали о своём долге прямо на допросе в полиции, некоторым приходили письма из банка, третьим звонили кредиторы.