Швейной фабрикой в поселке Коашва исполнилось 15 лет

20 января 2006 в 09:45, Кировск
Когда шесть лет назад заместителя директора рудника Центральный объединения «Апатит» Юрия Алексеевича Васильева вызвал к себе генеральный, он представить даже не мог, что с этой встречи начнется этап карьеры, ничего общего не имеющий с его прямой специальностью. Горняк по призванию, дипломированный горный энергетик, он 23 года отработал на Центральном и если допускал возможность перемен, то исключительно в сфере сложившихся интересов.
В кабинете гендиректора объединения «Апатит» собрались в тот день первые лица предприятия. И когда Васильеву, опуская вступительную часть, почти с порога предложили возглавить швейную фабрику в поселке Коашва, он, взятый врасплох, наивно попросил время подумать. Он не знал еще, что ему делается предложение, от которого он не смеет отказаться в ответ на просьбу подумать, последовало по-армейски короткое: «Пять минут». Так в момент переменилась горняцкая жизнь Юрия Алексеевича Васильева.
С тех памятных пор он руководит швейной фабрикой в поселке Коашва, которой недавно исполнилось 15 лет. Цифра скромная, ко повод достаточный, чтобы оглянуться на пройденный путь.
- Юрий Алексеевич, фабрика, если я верно помню, начиналась как предприятие, совместное с норвежцами, и была ориентирована на скандинавский рынок.
- СП с норвежцами - один из периодов развития фабрики, в актив которого я отнес бы два обстоятельства. Это комплект оборудования, в основном японского производства, который норвежская сторона поставила в счет уставного капитала. Только на таком оборудовании можно было научиться европейскому качеству работы, когда швы безупречны, строчки безукоризненны, вышивка программируется на компьютере. Потенциал, который и сегодня дает нам преимущества в соперничестве с конкурентами.
Создавалась же фабрика в 1990 году в рамках социальной программы, обусловленной вводом в эксплуатацию рудника Восточный объединения «Апатит». Планировалось, что мужчины будут заниматься своими делами, а женщин обучат швейному ремеслу.
Много разных видов деятельности перепробовала фабрика. Шили женский ширпотреб по заказу фабрики Володарского в Петербурге, была попытка скооперироваться с одним из предприятий легкой промышленности Латвии, три года работали на скандинавские страны. Специфика определялась постепенно, формируя главное направление, которому мы следуем по сегодняшний день. Шьем рабочую одежду для горняков объединения «Апатит»- это наш основной потребитель.
- Таких фабрик, как ваша, в области ведь больше нет?
- Сходные предприятия в свое время были открыты в Мончегорске и Ковдоре. Но у всех нас есть разница в объемах производства и ассортименте.
Мы производим спецодежду свыше 20 наименований. У нас можно приобрести шахтерский костюм полной комплектации от 44 до 74 размера. Для мужчин ростом от 1 метра 58. сантиметров до 2 метров. Таких богатырей последнее время становится все больше. Шьем тройки горняцкие - брюки, куртка, жилет, комбинезоны и полукомбинезоны, костюмы утепленные, защитные - от промышленного загрязнения, зимнюю и летнюю одежду для ИТР, подшлемники, рукавицы. Единственное, что мы еще не освоили,- костюм для сварщика.
- Особый случай?
- Для работы с огнем требуется одежда из брезента, а мы к брезенту только приступаем еще. Это для нас новый материал. Сделали несколько пробных партий - рукавицы и краги.
- Из чего же шьется спецодежда, учитывая исключительные условия горных работ в Заполярье?
- Это проблема, которую даже крупные фирмы зачастую не учитывают, формируя ассортиментную политику. В этом отношении мы намного превосходим их, нас давно не удивляет тот факт, что спецодежду из Коашвы предпочитают другим маркам.
Во-первых, коллекции одежды аналогичных фабрик средней России нередко шьются в режимных зонах, что уже о многом говорит. Ткани сплошь и рядом не рассчитаны на эксплуатацию в районах Крайнего Севера.
В условиях полярной зимы, арктических ветров и насквозь промерзшей горы ни одна спецодежда не выдерживает долго. Поэтому мы категорически отказались от широко разрекламированного синтепона, который на сильном морозе стоит колом. И, естественно, от тяжелой ваты, многие фирмы продолжают следовать этой старой традиции. Мы же используем утепленный плотный полушерстяной ватин, ветрозащитные и водоотталкивающие ткани лучших изготовителей страны. Человек, экипированный в нашу одежду, надежно защищен со всех сторон. И наши рукавицы не рвутся на второй день.
- Но однажды и ваши выйдут из строя.
- А мы отремонтируем. Спецодежда всех цехов объединения «Апатит» изготовляется и чинится на нашей фабрике. Кстати о рукавицах. История, в своем роде показательная.
Один из наших партнеров, с которым предполагались длительные деловые отношения, купил у нас партию рабочих рукавиц. Условились, что по истечении срока их службы клиент объявится для дальнейших переговоров. Проходит месяц, другой, наступает третий - молчание. Звоним сами. «Ждем, - отвечают нам, - когда ваши рукавицы износятся. Договор готовы заключить хоть сейчас». К слову сказать, вся наша продукция сертифицирована в Москве, что само по себе служит свидетельством качества.
- Из этой истории я поняла, что помимо «Апатита», вашего основного заказчика, есть еще сторонние покупатели?
- До 2003 года фабрика фактически была цехом объединения «Апатит». Под защитой одного из промышленных гигантов области вхождение в рыночную экономику проходило для нас почти безболезненно. Но с 2003 года производство в Коашве стало дочерней фирмой объединения, самостоятельным предприятием ООО «Швейная фабрика - «Апатит». И с этого времени деньги мы стали зарабатывать сами. Далось нам это, скажу прямо, нелегко, но место свое на рынке мы заняли прочно. За три года месячный оборот фабрики увеличился с 700 тысяч рублей до 2 миллионов.
У нас появились новые заказчики - строительные организации, медицинские, учебные учреждения из Мурманска, Мончегорска, Кандалакши, заинтересованные в нашем ассортименте. А помимо всего, обратились к выпуску товаров для массового покупателя С фабричного конвейера пошли скатерти, постельное белье, портьеры, полотенца, подушки, спортивная и детская одежда. Даже флаги шьем. Вся продукция имеет уверенный спрос, а на постельное белье даже превосходит предложение. Потому что шьем из российских тканей зарекомендовавших себя текстильных комбинатов.
- У фабрики есть собственная розница?
- Есть салон-магазин в Апатитах, где можно купить уже готовые изделия или заказать по образцам. Сейчас такую торговую точку просят организовать в Кировске. Не говорю уже о том, что выездная торговля - обычная наша практика.
- Что заказывают чаще всего?
- Детский ассортимент но наши возможности здесь очень ограничены, и горнолыжные костюмы. Кировск и Апатиты - города спортивные, людей, одетых в наши модели, встречаешь очень часто.
- Но чтобы шить такие вещи на достойном уровне, нужны конструкторы, модельеры высокой квалификации...
- У нас все есть. Опытный технолог, модельер-конструктор, не изжито ОТК. Уровень же изделий, видимо, такой, что Питер заказал для пробной реализации партию наших горнолыжных костюмов. Думаю, у нас есть основания рассчитывать на сотрудничество и с Петербургом и с Москвой.
Это вообще азартное дело - завоевывать рынок. Помню, каких трудов стоило мне затащить в Коашву делового финна и как он был удивлен увиденным. Его поразила чистота нашей фабрики. Чисто, тепло и много работы.
Результат того визита - новые клиенты. Фирма из Рованиеми заказывает у нас медицинские повязки, а компания из Кемиярви - одежду для собак. Товар очень актуальный на европейском рынке и, как показал первый опыт, может быть неплохо востребован в наших местах. Часть ассортимента - теплые попоны, летний, осенний собачий гардероб мы выставили в своем магазине, и покупатель не заставил ждать. Контакты с Финляндией приобретают настолько устойчивый характер, что я взялся даже учить финский язык.
- Как живется вашим людям? Коллектив наверное, женский, ссорятся, жалуются?
- Все бывает, как во всякой семье. Нас 86 человек и 8 мужчин всего вместе с директором. Стараемся сохранять весь набор социальных льгот, который принят в объединении «Апатит», включая компенсацию расходов по удорожанию коммунальных услуг. Нам тяжелее, чем большому предприятию, но надо держаться.
Работа у нас сдельная, текучесть маленькая, однако последнее время обострилась проблема кадров. Мы впервые обратились на биржу. В связи с возросшим объемом производства нужны дополнительные рабочие руки. Берем даже на временную работу.
Когда-то, когда на карте появился поселок Коашва, планировались перспективы его развития, связанные с развитием рудной базы Восточного. Но с переменой времен оказалось, что на рудник и на фабрику выгодней возить людей из Кировска и Апатитов, где давно и неплохо устроен быт.
В поселке остались школа, детский сад, магазинчик. В центре поселковой жизни - фабрика. Вне фабрики у Коашвы будущего нет. Не все стремятся отсюда уехать, многие не хотят оставлять обжитые места. Поэтому когда время назад обсуждалась идея возможного переселения коашвинцев в города с развитой инфраструктурой, местный народ взволновался. Идея угасла.
- Будущее - за вами?
- Жить будем. Будем развиваться, держать марку, работать лучше и больше. Иного нет пути.
Адель АЛЕКСЕЕВА. Наш спецкор. пос. Коашва.

Наш телеграм канал
Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале
Если Вы обнаружили ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter