В 2017 году в Мурманской области был создан национальный парк «Кораблек», а вот столь ожидаемое создание нацпарка «Хибины» в Год Экологии до сих пор не состоялось.
По словам руководителя Баренцевоморского отделения WWF Олега Суткайтиса, в 2017 году на проект по созданию национального парка «Хибины» было выдано положительное заключение Госэкспертизы, а также его рассмотрение было вынесено на заседание правительства.
«К сожалению, постановление по его созданию не было подписано именно в Год Экологии, чего мы все так ждали, ведь это даже было внесено в федеральный план Года Экологии и ООПТ. Но я хотел бы отметить, что Правительство Мурманской области и региональный Минприроды сделало все для того, чтобы проект состоялся», – рассказал он.
По словам эколога, на создание нацпарка именно в 2017 году просто немного не хватило времени и оперативности.
«Процесс постоянно затягивался по независящим от нас причинам. Так, например, из федерального Министерства экологии и природных ресурсов ушли практически все эксперты департамента ООПТ. А новым сотрудникам, конечно, нужно время, чтобы разобраться в вопросе», – отметил он.
Сам проект оказался многострадальным. Несколько лет экологи, региональное правительство и промышленные компании не могли договориться о том, какая именно территория войдет в будущий национальный парк. Причиной раздора стала промышленная дорога, которая разделяла будущий нацпарк пополам.
После многих споров, совещаний и громких кампаний в прессе был найден компромисс: обогащенная руда будет вывозиться по железной дороге, которую Северо-Западная Фосфорная Компания построит на запад до станции Имандра. Дорога через Умбозерский перевал – то есть будущий нацпарк – будет также построена, но лишь для заброски строительной техники и дальнейшей передачи на баланс будущего национального парка.
Сейчас возможны два варианта развития событий: либо постановление будет подписано и начнется работа по созданию нацпарка «Хибины», либо пакет документов будет возвращен с комментариями (такое уже случалось), которые надо будет дорабатывать.
Несмотря на то, что территория будущего нацпарка (порядка 85 000 гектаров) будет существенно меньше той, на которой изначально настаивали экологи (порядка 123 000 га), они остались удовлетворены достигнутым результатом.
Об этом представители WWF рассказали журналистам во время посещения национального парка «Паанаярви» в северной части республики Карелия.
«Паанаярви», наверное, является показательным примером того, каким может быть национальный парк в лучшем его варианте. Эта особо охраняемая природная территория (ООПТ) федерального значения площадью 104 000 гектара, граничащая с Финляндией, имеет и впечатляющий визит-центр, который был построен в 2002 году благодаря международной программе ТАСИС.
На природной территории, где работает 49 человек, активно развивают экологический туризм. Всего разработано 11 водных и наземных сертифицированных маршрутов.
«Ежегодно мы принимаем до 7 000 туристов, 10% из них – иностранцы. Их привлекает нетронутость природы «Паанаярви» – 70% территории национального парка составляют ненарушенные девственные леса. В свое время они не были вырублены из-за сложных горных рельефов и труднодоступности леса», – рассказала журналистам заместитель директора национального парка «Паанаярви» Наталья Бижон.
«Мы занимаемся развитием экологического туризма. У нас оборудованные сертифицированные маршруты, которые не нарушают природного спокойствия и не оказывают негативного влияния на окружающую среду, но и показывают все красоты», – отметила Бижон.
Максимально «Паанаярви» может принимать до 10 000 туристов в год, хотя увеличение количества посетителей не является главной целью особо охраняемых природных территорий, поскольку может увеличиваться рекреационная нагрузка на природные объекты.
Отвечая на вопросы журналистов, сотрудники нацпарка, которому исполнилось 25 лет, отметили, что они не почувствовали особого влияния Года Экологии. Не было ни увеличения финансирования со стороны государства, ни помощи в решении существующих проблем.
«Мы привыкли решать проблемы самостоятельно. Мы ремонтируем и чистим дороги, по которым к нам едут туристы, хотя эти дороги не принадлежат нацпарку, мы занимаемся мостами на этих дорогах. Можно сказать, у нас каждый год – Год Экологии и ООПТ», – отметила Бижон.