Каждая женщина уникальна, но вот проблемы со здоровьем по женской части у нас одинаковые…
«В лотерею не выигрывал, но…»
Доктор Игорь Зацепин, заведующий гинекологическим отделением Кировской центральной городской больницы, – коренной кировчанин. Не сказать, что он с детства «болел» медициной, но, когда пришло время определяться с вузом, поступил в медицинский в Великом Новгороде. По окончании молодого специалиста пригласили в мончегорскую больницу. Врач-ординатор отработал там шесть лет, пока в 2008 году не получил предложение из Кировска.
– Решение сменить место работы не было лёгким, – говорит Игорь Сергеевич. – Был бы один, было бы проще, а так приходилось срывать с места и жену (Елена ныне заведует акушерским отделением Кировского роддома. – Авт.). На новом месте приняли хорошо, но процесс адаптации и притирки к коллективу всё равно имел место: без этого никак.
– У вас нервная работа?
– Смотря как к ней относиться. С одной стороны, отвечаешь за жизнь пациентов и за всё, что происходит в отделении: в любой момент могут вызвать на работу, мол, ты главный, ты и решай, а с другой стороны, у меня больше свободы. Она касается в первую очередь выбора методов лечения. Технологии не стоят на месте, поэтому, если есть интерес и поддержка администрации, то всё в руках врача.
Чтобы снять усталость и разгрузиться от работы, редкие выходные семья Зацепиных старается проводить подальше от города.
– Мы с женой достаточно мобильные люди, поэтому, если есть возможность, куда-нибудь уезжаем. Я, например, рыбалку уважаю, а семьёй нравится колесить по полуострову на нашем неубиваемом уазике. Мы уже были на Терском берегу, в планах – север Кольского полуострова. Правда, не в этом году.
– Что вы считаете главным достижением своей жизни?
– Смотря что называть главным и с какой стороны смотреть. Значимых этапов в жизни было много, но их достижение отчасти можно списать на везение. В разумных пределах я считаю себя везучим человеком: пусть не баловень судьбы, в лотерею не выигрывал, но по жизни всё идёт нормально и в своё время…
Рядовая операция
Этот разговор с врачом состоялся в преддверии Дня медика в пустой палате отделения – другого места на пятом этаже горбольницы просто не нашлось.
– Мы переехали в больницу 5 февраля, когда на четвёртом этаже роддома начался ремонт, – объяснил Игорь Сергеевич. – Чтобы разместиться, пришлось серьёзно потеснить хирургическое отделение: «отобрали» у них 15 коек, заняли кабинет ЛФК. Это, конечно, не очень удобно, но все вошли в положение друг друга и терпят.
Несмотря на сокращение коек (изначально гинекологическое отделение рассчитано на 25 мест), очереди в гинекологию нет. Летом, в отпускной период, пациентов мало, а кроме того, отделение и так ограничено в возможностях.
– Есть операции, которые требуют квалифицированного ассистента, а наш второй врач пока ещё в отпуске по уходу за ребёнком, – говорит Игорь Зацепин. – Поэтому, если состояние пациента терпит, мы откладываем операцию на осень: там и врач выйдет, и, может, обратно в роддом вернёмся. Если нет – прошу ассистировать кого-нибудь из хирургов. И такое случается нередко.
– Вы сторонник прогресса или опираетесь на проверенные временем методы?
– Стараюсь держаться золотой середины. Правда, благодаря администрации больницы мы имеем возможность выполнять высокотехнологичные операции. В результате приобретения современной аппаратуры около 70 % наших операций, в том числе таких сложных, как удаление матки, выполняется лапароскопическим методом. Его главное преимущество в том, что после такого вмешательства женщина встаёт на ноги в течение суток и на следующий день после операции многие уже идут домой. Пациентка испытывает минимальные болевые ощущения, лапароскопия не оставляет на теле заметных рубцов и не вызывает такого осложнения, как спаечные процессы в брюшной полости. В гинекологии мы применяем лапароскопию с 2008 года и добились хороших успехов. Среди последних – уже полгода ни одна внематочная беременность не была удалена через разрез на передней брюшной стенке.
Как только гинекологическое отделение переедет в родные стены, здесь начнут практиковать и гистерорезектоскопию – внутриматочную хирургию (аппарат уже закуплен и пережидает ремонт в кладовке).
– Уникальность этого метода в том, что он позволяет сохранить матку при тех состояниях, которые раньше требовали её удаления, например при маточных кровотечениях, не поддающихся медикаментозному лечению. Гистерорезектоскопия пока мало распространена на Кольском полуострове.
– А есть ещё какие-то методы, которые хотелось бы освоить в Кировске?
– Конечно, есть, но лечение получается дорогостоящим. Например, то же стрессовое недержание мочи (состояние, когда даже кашель провоцирует непроизвольное мочеиспускание). Сама операция длится 15–20 минут, а расходный материал стоит от тысячи евро. При таких расценках эти операции могут позволить себе лишь крупные медицинские центры. Хотя, может быть, со временем и мы сможем их проводить: в недалёком прошлом лапароскопия тоже считалась чем-то запредельным и стоила больших денег, а теперь рядовая операция…