Россия – страна богатая, и прежде всего природными ресурсами. В немалой степени именно сырьевой экспорт обеспечил стабильное развитие страны в последние годы. Но разразившийся мировой кризис не мог не затронуть и отечественной экономики. Он показал, сколь важны в этих условиях запасы продовольствия, средств жизнеобеспечения, энергоносителей, сырья и материалов и многого другого для обеспечения нормальной деятельности экономики страны.
Кризис учит, сколь важно нам рачительно относиться к тому, что имеем. Ведь в условиях общемирового экономического спада, волна которого докатилась и до нас, риски для экономики возрастают многократно. А запасливый, как гласит русская пословица, лучше богатого.
Какое отношение ко всему этому имеет ОАО «Апатит»? Самое непосредственное.
«Апатит» занимается добычей и первичной переработкой хибинских апатит-нефелиновых руд – важнейшего сырья для производства минеральных удобрений. Однако одной только агрохимической отраслью их применение отнюдь не ограничивается. Благодаря своему редчайшему минералогическому составу эти руды позволяют производить множество других ценных продуктов, в том числе и нефелиновый концентрат.
Закон РФ «О недрах» гласит, что при пользовании недрами горнодобытчик обязан обеспечить наиболее полное извлечение основных и сопутствующих компонентов. Нарушение этого требования является достаточным основанием для ограничения, приостановления или прекращения права на пользование недрами. Вдобавок ко всему закон предусматривает привлечение нарушителей к строгой административной ответственности.
В соответствии с этим законом и лицензионным соглашением ОАО «Апатит» обязано обеспечивать производство не только апатитового, но и нефелинового концентрата. Ранее большая часть этого сырья поставлялась на «Пикалевский глиноземный завод» (ПГЗ), расположенный в Ленинградской области, но с 2006 его производство было практически прекращено. Дело в том, что в середине 2005 года руководство «Апатита» на правах монополиста неожиданно удвоило цены на поставки нефелина для ПГЗ. Покупка сырья по новым ценам сделала бы производство глинозема нерентабельным, и руководство ПГЗ решило вовсе отказаться от закупок нефелина, перейдя на другое сырье – бокситы.
Этот демарш со стороны руководства «Апатита» - не только прямое нарушение лицензионного соглашения и законодательства РФ. В более суровые годы нашей истории это назвали бы экономической диверсией, а ответственных за нее лиц без особых церемоний арестовали бы, и, в лучшем случае, отправили куда-нибудь на Колыму, на разработку других месторождений – но под конвоем.
Вместо того, чтобы послужить сырьем для производства алюминия, цемента и других ценных материалов, начиная с середины 2005 года, около ста тысяч тонн нефелина ежемесячно стало отправляться в отходы - «хвосты» апатитовой флотации. В результате прекращения поставок сразу в нескольких промышленных отраслях возникли серьезные перекосы в ранее отлаженных производственных цепочках, и значительно повысилась себестоимость продукции.
Однако, превращение ценного сырья в отходы и последовавшее за ним ухудшение экологии региона – далеко не единственное и не самое серьезное нарушение со стороны ОАО «Апатит». С природой предприятие вообще не очень церемонится. В окрестностях разрабатываемых им рудников расположено еще одно апатит-нефелиновое месторождение – Эвеслогчорр. «Апатит» не имеет права на его разработку, он его и не разрабатывал, а сделал гораздо хуже - без всякого согласования с государственными органами разместил на территории Эвеслогчорра отвал пустой породы. То есть, по сути, поверх стратегических залежей сырья для производства удобрений насыпал гору вскрышной породы!
По-настоящему крупных месторождений фосфатного сырья в России на данный момент осталось немного. В Хибинах этих месторождений десять; шесть из них разрабатываются «Апатитом», на разработку двух - лицензия принадлежит «Серево-Западной Фосфорной Компании», и еще два состоят в государственном резерве. К сожалению, одно из них практически непригодно для разработки – в советские времена в рамках эксперимента «Днепр» для дробления руды на этом месторождении были использованы ядерные взрывы. Удобрять поля радиоактивными фосфатами было бы крайне неразумно, поэтому сейчас это месторождение, с точки зрения недропользования, интересно лишь повышенным содержанием дейтерия и трития в шахтных водах. Получается, что Эвеслогчорр – последнее крупное месторождение апатитов на территории России, и именно его господин Гурьев выбрал для размещения своей грандиозной свалки!
За весь период освоения хибинских недр разработано более 35 процентов всех запасов, лучших по качеству и по условиям разработки. Добывать руду становится с каждым годом сложнее, поэтому дефицит апатитового концентрата для производства фосфорсодержащих удобрений в России с каждым годом ощущается все больше. Объем апатит-нефелиновых рудных запасов месторождения Эвеслогчорр - более 600 миллионов тонн, которых при рациональном использовании нашей стране может хватить на несколько десятилетий. Особенно актуально наличие этих запасов становится сейчас, когда наряду с экономическим кризисом в мире назревает кризис продовольственный, а отечественному сельскому хозяйству катастрофически не хватает удобрений. И надо же такому случиться - именно в то время, когда правительство и президент призывают к рациональному использованию минеральных ресурсов, господин Гурьев практически прекращает извлечение нефелина, пополняя хвостохранилище невостребованным сырьем, и разрывает производственные связи с одним из основных потребителей продукции «Апатита». Более того, он превращает район резервного месторождения в отвал пустой породы. Зачем далеко возить вскрышу, затрачивая лишние средства на топливо, если можно безнаказанно выгружать ее поближе к действующему руднику. Чего не сделаешь в погоне за монопольно высокой маржой.
По мнению специалистов, размещение рудных отвалов на территории Эвеслогчорра создает огромные проблемы для будущих разработчиков этого месторождения. Для того чтобы приступить к разработке здешних залежей, по сути, придется заново проводить геологические изыскания.
Это весьма и весьма серьезный повод для предъявления серьезных претензий со стороны федеральной власти к ОАО «Апатит» и его владельцу сенатору Гурьеву. Вообще, «мастерство», с которым господин Гурьев осложняет отношения с государственными структурами, достойно удивления. За последние несколько лет его затейливая коммерческая деятельность не раз попадала в зону пристального внимания со стороны Генеральной прокуратуры РФ, Росимущества, ФСФР, ФНС. Несколько более благодушно к экзерсисам Андрея Григорьевича относится руководство Федеральной антимонопольной службы, но и оно вынуждено, хотя и с подсказки Правительства РФ, грозить ему пальцем, требуя умерить аппетиты, поскольку закон есть закон. Тем не менее, по сегодняшний день Гурьеву удавалось выходить сухим из воды. И неудивительно, учитывая, что, по оценке специалистов, он является одним из самых активных в стране политиков-бизнесменов, признанным лоббистом. Гурьев умело использует и не слишком щепетильных журналистов, и хорошо отлаженную «систему работы» с разнообразными ревизорами. До сих пор государство не вернуло себе 20% пакет акций «Апатита», умыкнутый у страны в результате преступного сговора.
Тем не менее, безобразия, творимые Андреем Гурьевым, получают все большую огласку. «Хвосты», гробящие Эвеслогчорр, лишь один эпизод в цепи хищнической деятельности сенатора по выкачиванию максимальной прибыли из российских недр.
Перейдет ли количество претензий, накопившихся у власти к сенатору Гурьеву, в качественное изменение его общественного статуса? История с бывшим начальником и подельником Гурьева – Ходорковским - показывает, что иногда эти последствия, пусть и после долгой раскачки, вдруг наступают стремительно и необратимо. Времена, когда власть попустительствовала «баронам-разбойникам», уходят в прошлое.
P.S. А то, что карьера Андрея Григорьевича идет к своему логическому закату, стало понятно во время ежегодного Президентского послания. Пока выступал Президент Медведев, Гурьев сидел мрачнее тучи. Еще бы: ведь отныне Совет Федерации будет формироваться только из числа тех граждан, кто уже избирался депутатом любого уровня. Замысел высшего руководства страны понятен: В Совфеде должны работать граждане, которые прошли процедуру публичного избрания, имеющие опыт работы с избирателями на местах и представляющие не только начальство субъекта Федерации, но, самое главное, непосредственно его население. Это новшество из Послания – настоящая оплеуха Гурьеву. Место в Совфеде ему больше не светит. А ведь оно гарантировало ему иммунитет от уголовного преследования в связи с хищением 20-процентного пакета акций «Апатита». Он мог использовать свой статус для давления на контролирующие и регулирующие органы для получения сверхвысокой маржи за апатитовый концентрат, для беспроблемной «оптимизации» налогов и вывода выручки в оффшоры. Дабы вновь попасть в Совфед, Гурьев затевал липовые «крупно-рогатые» проекты в других регионах, чтобы иметь основание выдвигаться от них в сенат. В этом органе, он, кстати, никак не проявил себя, не выдвинув ни одной полезной законодательной инициативы, не решив ни одного мало-мальски важного вопроса для жителей Мурманской области. Ведь сенат ему нужен был как «крыша», не более того.
После оглашения Послания возбужденные участники стали активно тусоваться, обмениваться мнениями, при этом не забывая продвигаться в зону фуршета. Удивительно, но вокруг Гурьева словно вакуум образовался. Почувствовав себя изгоем, Андрей Григорьевич даже на фуршет не пошел! И это просто немыслимо! И даже не потому, что фуршеты Гурьев очень любит. Сенатора так огорчил вышеуказанный момент в Обращении Медведева, что он повел себя не комильфо, откосив от дружеского застолья. Не его это банкет.
Ольга Городилина