АРГУМЕНТЫ «ЗА»
Критерии эффективности
Насколько нам удалось разобраться в проблеме, в основе всего лежит Указ Президента «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти», изданный в 2007 году. В апреле 2009 года правительство России приняло постановление о мерах по реализации данного указа. Оно касается всех сфер деятельности: здравоохранения, милиции, ЖКХ, а также образования. Дескать, граждане, у нас рыночная экономика. Образование – это тоже государственная услуга, которая имеет свою цену и качество. Соотношение «цена-качество» должно быть оптимальным. Эффективные управленцы обязаны добиться этого соотношения, а не транжирить бюджетные деньги.
Как определить эту эффективность? Разработали критерии. Среди них три основных.
1. Один учитель на 15 учеников.
2. Количество единиц прочего персонала – 53 % от нормативного количества учительских ставок. Сюда входит не только технический и административно-хозяйственный персонал, но и бухгалтеры, психологи, логопеды, библиотекарь, мастер производственного обучения и т.д.
3. Наполняемость класса – не менее 25 учеников, в сельских школах – не менее15 учеников. Наши северные школы заметно опустели из-за демографических проблем и миграции населения в более тёплые края. В Кировске за прошедшие пять лет число учеников уменьшилось на треть. К нашим школам на общих основаниях примерили эти критерии. Последовал вывод: образовательный процесс в Кировске организован крайне неэффективно. Средняя наполняемость классов – 21,7 человека, немало и таких, где всего 15–18 учеников. Эксперты насчитали нам 39 миллионов рублей неэффективных расходов. Напомним, что в стране кризис, бюджет России свёрстан с дефицитом 30 %. Урезаны многие программы.
Подушевое финансирование
– Посмотрите, что у нас получается по цифрам, – начальник службы управления образования города Андрей Грецкий раскладывает на столе таблицы. – Так, в школе № 1, рассчитанной на 600 учеников, всего девять классов, в которых обучается 168 человек. На эту численность по критериям должно быть 11,2 учителя и шесть человек прочего персонала, а у нас – 15,5 учителя и 22 человека прочего персонала. При предлагаемых критериях эффективности маленькие школы физически не смогут существовать, ведь для них нужен тот же набор учителей-предметников (физик, химик, математик, русский язык и литература и т.д.). Что касается вспомогательного персонала, то в школе № 1 из шести положенных по нормативам ставок половина сразу уйдёт на сторожей. А как её содержать, какими силами?
Педагогическая система, по сути своей, очень косная. Учитель – консервативная профессия, ведь её особенностью является многократное воспроизведение повторяющихся уроков. Также надо учитывать, что для местных властей и горожан школы – это святое. Понятно, что они будут до последнего стараться сохранить устоявшуюся годами систему, изыскивая и бросая на её поддержание финансовые средства, урезая другие статьи бюджета. Так, в Апатитах в своё время, сломав в дебатах множество копий, с большим трудом закрыли школу № 2. Там сейчас занимаются начальные классы гимназии. В Кировске депутаты в 2008 и 2009 году всё же, помитинговав, отстояли для школы № 1 право на существование.
Предвидя реакцию муниципалитетов, в стране загодя изменили порядок формирования бюджетов. С 2000 года часть налогов стала уходить в область и возвращаться назад уже в виде субвенций. Город по-прежнему оплачивал из своего бюджета содержание и ремонт зданий школ, коммунальные услуги. Но средства на фонд оплаты труда педагогов и расходы на учебные пособия стала выделять область, исходя из норматива на одного ученика (это так называемое подушевое финансирование).
Если нет нормально наполненной школы, то это отражается на всём: на зарплате, на уровне образовательного процесса. В этом году область пожинает последствия кризиса. Субвенцию уже уменьшили на 15 % (20 миллионов рублей), ожидается дальнейшее её сокращение, возможно до 30 %. Нашу неэффективность от нас и оттяпают.
Дескать, для той ситуации, которая сейчас сложилась в стране, мы живём слишком шикарно. Если смотреть по критериям, которые являются государственным заданием, у нас получается лишних 40 учителей и 170 человек вспомогательного персонала.
Пути решения
Недавно в системе образования города создали ресурсные центры для профильных старших классов на базе Хибинской гимназии и школы № 7. Теперь предстоит перетрясти школы, чтобы уложиться в прокрустово ложе целевых показателей эффективности.
– Мы пытались разработать оптимальную схему, при которой перемены коснулись бы наименьшего числа учеников, – говорит начальник отдела образования администрации города Марина Зайцева. – Предлагаем СОШ № 1 и лицей закрыть. В здании школы № 1 (или, возможно, в здании лицея) будет начальная школа (филиал СОШ № 7), в которую вольются начальные классы лицея, школ №№ 1 и 7. Рядом расположены автобусные остановки, чтобы доставлять детей на занятия. 5–8-е классы школы № 1 и лицея перейдут в школу № 5, девятые классы – в школу № 7. При этом необходимо скорректировать наполняемость классов, сократить количество прочего персонала.
– Марина Сергеевна, если всё оставить как есть, то чем это грозит?
– Возможно, уже осенью педагогические коллективы останутся без зарплаты. Мы исчерпаем свой фонд зарплаты.
– Министерство образования настаивает на закрытии школ?
– Нам говорят: не закрывайте, держите 15 учителей, где по нормативам положено 10, только фонд оплаты вы получите на 10 человек. В итоге учителя неукомплектованных школ имеют низкую зарплату, за пустые места за партами им не платят.
– Могут ли родители при желании оплатить малокомплектный класс, чтобы, например, не делать из трёх классов два?
– В школах Украины есть коммерческие классы. Но в России на сегодня нет законодательных актов, которые бы допускали такой вариант. У нас бесплатное образование.
АРГУМЕНТЫ «ПРОТИВ»
Давайте представим, что данные нововведения уже произошли. Детям предстоит пережить серьёзный стресс при смене школы. Многие учились одним составом ещё с детского сада.
На наших улицах заметно прибавится маленьких пешеходов, которые сквозь метель, заносы, по гололёду будут добираться на занятия, мёрзнуть на автобусных остановках, не по разу пересекать дороги с интенсивным движением транспорта. В Заполярье по климатическим условиям школа должна находиться недалеко от дома. Особенно это важно для учеников начальных классов, недаром школы строили в каждом микрорайоне.
Коллективы лицея и школы № 1 – это своего рода сложившиеся маленькие республики, со своей историей, традициями, налаженными отношениями. Всё это рухнет. На стенах зданий останутся лишь мемориальные доски, напоминающие о том, что здесь происходило. Из года в год мы надеемся, что жизнь в стране наладится. Между тем над педагогами реально нависла угроза сокращений.
Что же это за предлагаемая методика, которая несёт горожанам столько неудобств? Специалисты дискутируют на страницах «Учительской газеты» по поводу критериев. Это своего рода гребёнка, под которую намерены стричь все школы. Звучат мнения, что методика расчёта неэффективных расходов требует корректировки.
Специфика регионов не учитывается, поэтому целевые показатели особенно больно ударили по школам северных городов. Оплата труда учителей у нас начисляется с надбавками Крайнего Севера, а в методике берётся средний уровень зарплаты по России. Таким образом, формально неэффективные расходы в два раза завышаются. Получается парадокс: чем выше заработная плата, тем больше у нас неэффективных расходов. Если бы Кировск находился в средней полосе, то наши неэффективные расходы сразу бы резко снизились.
Не получится ли так, что мы поспешим сократить педагогические коллективы, а вскоре парламентарии примут какой-нибудь корректирующий коэффициент для Заполярья? Та же методика выдаст нам несколько десятков дополнительных ставок. Будем опять метаться и искать специалистов?
Методика не учитывает и миграционные процессы на Севере, при которых сложно спланировать определённую наполняемость классов.
Установлен норматив 25 учеников в классе. Как же быть с коррекционными и компенсирующими классами, где наполняемость 5–12 человек? Их методика не учитывает. По мнению многих, средняя наполняемость по школе на Севере должна быть не более 23–24 человек в классе.
Кризис кризисом, но в нашем городе ОАО «Апатит» стабильно работает, отчисляя немалые средства в бюджеты всех уровней. Чтобы людям было удобно жить, открылся прекрасный Дворец спорта, город украсила величественная лестница к Дворцу культуры. Как-то в эту оптимистичную картину не вписывается закрытие сразу двух школ.
Это далеко не все аргументы. Так стоит ли спешить, лишая маленькую школу права на существование? Надо очень хорошо всё взвесить.
Многие говорят, что в городе всплеск рождаемости и через некоторое время придётся вновь открывать школы. Однако статистические данные этого не подтверждают. В ближайшие семь лет в школы будет приходить не более 310–340 первоклассников в год.
Светлана Неуступова, директор лицея:
– Угнетает неопределённость, ведь власти не предлагают ничего конкретного ни педагогам, ни администрации школы. Может быть, ясности прибавит наша встреча с Владимиром Шапошником, которая пройдёт в администрации 25 февраля.
Обещают трудоустроить, но только в лицее коллектив 45 человек. В школе № 1, думаю, не меньше. Предположим, что в Кировске разом высвободится 70 работников, и куда их всех трудоустроят? В лицее работают молодые и перспективные педагоги, лишь трое достигли пенсионного возраста.
Знаете, что расстраивает больше всего? Нам говорят об оптимизации школьного образования. Однако никто не собирается перетряхивать коллективы всех имеющихся в городе школ, оптимизировать весь штат педагогов. Получается, кто попал, тот и крайний. Условиям современного образования в городе соответствуют лишь гимназия и школа № 5, поэтому очень обидно попасть под оптимизацию не потому, что в лицее собрался слабый коллектив, а потому, что здание нашего учебного заведения оказалось не таким, каким надо. Мы неудачно выбрали место работы, и из-за помещения выгнали всех…
В школе № 7 после реорганизации будут учиться 1 040 учеников, и неизвестно, насколько легко получится управлять такой огромной школой. Мы уже привыкли к маленьким, компактным учебным заведениям, в которых обучается значительно меньше детей. Учителя учили и учить будут, но, каковы будут результаты такого обучения, сказать сложно.
Владимир Шапошник, глава города:
– Предстоит решить сложный вопрос. Для этого я изучаю документы, провожу консультации со специалистами и юристами, анализирую. Область урезает субвенцию, и надо учиться жить на те средства, что мы будем иметь. Планирую лично встретиться с министром образования и науки Мурманской области В.Ф. Костюкевичем, чтобы прояснить ряд вопросов. Сообщим, как ситуация будет дальше развиваться.
Александр Коптяев, депутат Совета, округ № 13.
Многие дети, проживающие здесь, учились в лицее:
– Мы живём в условиях рыночной экономики, где действуют свои жёсткие законы. И главный вопрос: кто будет финансировать? Последняя информация, которой я владею, касается лишь закрытия лицея на ремонт из-за проблем с состоянием здания. По предстоящей реорганизации я ещё не видел ни одного документа, поэтому пока не могу комментировать по существу дела. На депутатский приём никто из избирателей по вопросу закрытия школы ещё не обращался.
Родители учеников:
На собраниях, которые прошли в лицее и школе № 1, эмоции захлёстывали.
– Я живу на улице Олимпийской. Моего ребёнка гимназия и школа № 7 не примут: не подходит наш уровень подготовки. Как ему добираться в школу № 5? Это далеко!
– Дети теряют веру во взрослых. Они же не стадо баранов, чтобы их гоняли туда-сюда.
– Нам предлагают в здании школы № 1 начальную школу, где сконцентрируют 18 классов. Получается, что ребёнок три года будет учиться в одной школе, потом несколько лет ходить на занятия в другое помещение, а заканчивать ему придётся уже третью школу. Состав классов будет меняться, так как дети живут в разных микрорайонах. О психике детей при этом никто не думает.
– Моему мальчику 13 лет. Надо было видеть глаза ребёнка, который услышал от меня, что его школу, по-видимому, закроют. Страшно было в эти глаза смотреть!
Вадим Турчинов, депутат округа № 12 (дома в районе школы № 1)
– Я категорически против реорганизации школы № 1 в начальную школу и буду отстаивать своё мнение на Совете. Недопустимо, чтобы малыши добирались туда на автобусе, если рядом с домом есть другая школа. У меня дочь через несколько лет пойдёт в первый класс. Выходит, она четыре года проучится в одной школе, потом будет её менять на другую. От перемещения детей из школы в школу знания не улучшатся, а неудобств всем добавится. Кому нужны такие реформы? Прежде чем принимать решение о реорганизации, я бы предложил провести опрос горожан. Затрагиваются судьбы детей. Это нельзя мерить рублём. Не надо принимать скоропалительных решений. Надо садиться, думать, тщательно проработать вопрос.