Эта девушка запросто путешествует по Кольскому полуострову. Для неё нет ничего особенного в том, чтобы одной прожить недели две в тундре. Спасатели схватятся за голову от одной мысли об этой «одной». Она – моя собеседница.
О Светлане и её рискованном увлечении мне рассказал знакомый. Сразу захотелось познакомиться с такой интересной девушкой. По нежному голосу в телефонной трубке трудно было представить, что его обладательница способна на какие-то авантюры. Встреча со Светланой окончательно запутала: неужели эта ухоженная и экстравагантная молодая женщина ценит прелести походной жизни? Уже в начале беседы стало понятно: не просто ценит, без этого просто жить не может.
– Светлана, ваше увлечение – это желание доказать что-то самой себе, преодолеть слабости, победить себя?
– Диагнозов я себе не ставлю, – улыбается Света. – Скорее, это реализация потребности в большем жизненном пространстве. В городе скучно. Всё время куда-то хочется двигаться.
– Ну, это показатель жизненной силы. А откуда в вас такая любовь к тундре?
– С детства увлечена величием и красотой Севера. Отец мой был охотником и рыболовом. И ещё был тяжёлым человеком, часто уходил в лес от людей, а с собой брал меня и брата. С 7 лет я ходила за ним по тундре в Печенгском районе с большим рюкзаком по 20–30 км по пересечённой местности.
– Со слезами: «Мама, я хочу домой»?
– Брат плакал, а мне жутко нравилось.
– Сейчас ходите по маршрутам детства?
– По знакомым и новым маршрутам. Этим летом провела 12 дней в тундре в Печенгском районе за 30 км от населённого пункта. Побывала в укрепрайонах – местах боевых действий Отечественной войны. Конечной точкой маршрута было Баренцево море. Там познакомилась с ребятами, они пригласили меня на морскую рыбалку. В сентябре вот съездила.
Умением общаться с людьми Светлана пошла явно не в папу. С ней очень легко говорить. И знакомства, даже в тундре, она заводит легко.
– Значит, вы не всегда в одиночку путешествуете?
– В одиночку риск, конечно, увеличивается, но есть и плюсы: идёшь со своей скоростью, не надо никого ждать-догонять.
– А как же лесные звери? Не страшно?
– Я верю в благоразумие животных. Но бывало и страшно. В том году в сентябре объезжала на велосипеде Хибинский массив, встретила в лесу медведицу с медвежонком метрах в 50. Главное – не бежать. Мы вежливо разошлись. До Гольцова озера ехала, песни пела, пока не встретила рыбаков. Этим летом росомахи подходили близко. Они такие интересные звуки издают, будто ребёнок заливисто плачет, или бормочут. Но суетиться не стоит, надо показать, что ты больше и сильнее, накидку распустить.
– За годы такой туристической жизни, наверное, выработались свои приёмы выживания, выверено, сколько нужно взять с собой провианта. Что всегда должно быть в рюкзаке?
– Чтобы рюкзак не был тяжёлым, палатка, спальный мешок, газовая горелка, снасти, сухой паёк, хлеб, маленький кусок сала, масло растительное (грибы пожарить), сухари, компас, карта. Главное, чтобы спичек хватило. Без еды остаться не боюсь: знаю растения, корешки и способы, как их приготовить.
– Поделитесь, пожалуйста, рецептиком «каши из топора».
– Похлёбка лопарская: отварить и измельчить рыбу, добавить тёртую морошку и немного рыбного бульона. На десерт – свежие побеги сосны (они сладкие) и брусничный чай.
– Светлана, расскажите о самой большой авантюре в вашем и без того рискованном туристическом опыте.
– Однажды напарник уговорил меня с перевала Ферсмана спуститься по альпинистскому маршруту без страховки и специального снаряжения. Немного спустилась, села на скале: стало страшно. Появилось желание отказаться идти дальше и ждать МЧС. Но потом вместо страха пришёл стыд. Представила, что мне спасатели скажут, – пришлось спускаться.
– Наверное, глупо спрашивать, регистрируетесь ли вы на посту КСС перед походами…
– Горбатого могила исправит, – щурит глаза и пожимает плечами Светлана. – Как-то в декабре ребята-спасатели помогли мне добраться до КСС, отругали, а на следующий день показали сошедшие лавины… Однажды зимой полторы недели провела одна в палатке на Белом море: ребята из нашей группы уехали «на пару дней» за продуктами.
– Обычно такие неординарные люди, как вы, сочетают любовь к экстриму с самыми безобидными хобби, вышивкой крестиком например.
– О нет, для меня это лучшее снотворное. Вот моржевание – это по мне.
Вот такая она, девушка, путешествующая одна по тундре. Но это не вся её жизнь. Светлана работает медсестрой и учится на «Сестринском деле» в КФ ПетрГУ. А когда наступают каникулы и отпуск, берёт свой любимый рюкзак и уходит туда, где ей легко и свободно дышится