Слух или правда?
Полуслух с фантастической быстротой обрастал всё новыми и новыми подробностями. Назвали и день икс – 1 апреля. Решив, что дыма без огня не бывает, мы обратились за разъяснениями к начальнику автоколонны № 1378 Николаю Пашинскому, который с начала декабря прошлого года возглавил и Кировское АТП. Рассказ о грядущем коллапсе в сфере пассажирских перевозок в Кировске изрядно удивил начальника.
– Не надо наводить панику: никуда АТП не денется, – уверил нас Николай Миронович. – Даже после 1 апреля оно останется зарегистрированными филиалом, налогоплательщиком, арендатором земли и собственником зданий и сооружений. А что касается перевозок, то их с целью оптимизации затрат на основании приказа по ОАО «Мурманскавтотранс» передают в ведение автоколонны № 1378, то есть техника и люди перейдут из одного филиала «Мурманскавтотранса» в другой.
– Получается, повальных сокращений, которыми пугают, тоже не будет?
– Совсем без потерь не обойтись. На 1 марта коллектив Кировского АТП составлял 164 человека. Под сокращение попадут 14 человек, в основном служащие и инженерно-технические работники, большинство из которых достигло пенсионного возраста. Штат водителей, кондукторов и слесарей перейдёт в состав автоколонны без потерь.
Таким образом, с 1 апреля на площадке АТП появится кировское подразделение автоколонны № 1378, где на обслуживании города и пригорода будут работать 20 машин. Они же будут осуществлять и спецрейсы раннего выхода.
Минус рейсы
Сейчас в автоколонне идёт большая работа по оптимизации расписания.
– Наша главная задача – сохранить внутримуниципальное расписание без затрат для горожан, – говорит Николай Пашинский. – Оптимизация пойдёт за счёт межмуниципальных перевозок, которые осуществляют автобусы №№ 102, 128, 131 и 135. Количество рейсов сократится, но интервал движения мы сохраним. Основой нового расписания станет 128-й, это сделано для удобства жителей микрорайона Кукисвумчорр.
– В газету постоянно обращаются читатели с жалобами, что крайне неудачно составлено расписание маршрута № 131 (бывший № 101): автобусы уезжают с вокзала незадолго до прихода поездов на станцию. С этим можно что-то сделать?
– Видите, в чём дело: и автоколонна, и АТП так или иначе подстроены под нужды ОАО «Апатит». Сами, наверное, видели, как иногда в одно и то же время друг за другом шли две–три «сотки». Сейчас мы снова обсуждаем с предприятием схему движения. Пожелания горожан касательно рейсов на вокзал обязательно постараемся учесть.
Вперёд в прошлое
Для автоколонны перевод на свою базу мощностей Кировского АТП не новшество, как это может показаться, а скорее, возврат к прошлому: в автономное плавание из-под крыла автоколонны АТП вышло в 1991 году. За 19 лет случилось многое: в связи с ростом количества личных автомобилей упали объёмы перевозок; подержанная, но ещё крепкая техника, закупленная на момент отсоединения, выработала свои мощности и резервы, а кировская ремзона оказалась неготовой «переварить» возросшее количество ремонтов. И время для АТП повернулось вспять.
– В Кировске, например, катастрофически не хватает боксов, – посетовал Николай Пашинский. – Помните, какие морозы стояли в Кировске в начале января? У меня люди с кировской базы сутками не вылезали: автобусы в боксы по расписанию загоняли, чтобы погреть. А ведь некоторые из них по техпаспорту вообще на улице при минусовой температуре держать нельзя: техника иностранная, нежная, морозы для неё – смерть. Если бы не человеческое упорство, кировский парк попросту бы встал.
Да и вообще, если говорить о технике, её износ составляет более 70 %. До сих пор на линии работают автобусы 1972-го и 1976 годов выпуска, не намного моложе и «немцы». Из-за этого часто случаются поломки, сходы и срывы рейсов.
– Когда я в качестве директора АТП приехал на работу, первое, что увидел, – караван автобусов, ждущих ремонта, – вспоминает Николай Пашинский. – Здешняя рембаза рассчитана на относительно новую технику. Для той, что есть, не хватает ни мощностей, ни рабочих рук. Чтобы разрулить ситуацию, часть техники отогнал на ремонт в Апатиты – там возможностей больше.
Обновление парка идёт, но очень медленно.
– В январе прошлого года в рамках программы поддержки российского автопрома возникла мысль приобрести для нужд муниципалитета несколько новых автобусов, – рассказывает Николай Миронович. – Приобрели, а толку? Оказалось, не прописаны механизмы их передачи в ведение городов. Пока региональное министерство размышляет, как быть, новая техника стоит в боксах в Апатитах, Североморске и Кандалакше.
– Наши читатели, особенно молодые мамы, интересуются, куда делись низкопольные автобусы, в которые так удобно завозить коляски? Остальные автобусы с их ступенями-Эверестами почти непреодолимое препятствие для колясок (и не только детских) и части пенсионеров…
– Да, есть у нас такие автобусы, правда, из пяти таких «немцев» один «умер» окончательно, второй в ремонте, поэтому на ходу всего три. Из-за плотного графика движения мы не можем их постоянно держать на городских или межмуниципальных маршрутах. Кроме того, эти «немцы» часто нас подводят. С виду автобус – картинка, а проводка под руками сыплется. Так что бегают старички практически на последнем издыхании, а заменить нечем.
С одной стороны, старой технике и людям, которые её обслуживают, нужно ставить памятник за стойкость, с другой – изношенный парк съедает все ресурсы: ветераны автобусного движения постоянно требуют железа и денег, денег, денег…
В будущее с надеждой?
Несмотря на все трудности, настроение у начальника автоколонны Николая Пашинского боевое.
– А кто сказал, что будет легко? – философствует он. – У нас есть задачи, есть контакты – значит, будем работать, никуда не денемся.
Вот только действительность даёт повод для пессимизма: на предприятие совсем не идёт молодёжь. Старый автопарк, требующий высоких трудозатрат, и так себе по нынешним меркам зарплата делают эту профессию в глазах молодых не престижной. Да и на категорию «Д» в наших городах не учат. Когда имеющийся человеческий ресурс будет выработан, транспортная система в наших городах тихо умрёт…
Но это уже другая история.