Как уже сообщал «Мурманский вестник», в минувшую среду депутатам Кандалакшского райсовета не удалось назначить главу районной администрации. Ни одна из трех представленных конкурсной комиссией кандидатур при тайном голосовании не набрала необходимых одиннадцати голосов. За бывшего заместителя главы района, недавно уволенного в связи с сокращением штата, Василия Загайкевича проголосовали двое депутатов, за бывшего председателя райсовета прежнего созыва Виктора Костюченко - трое. Исполняющей обязанности первого заместителя главы района Ольге Михеевой предпочтение отдали восемь человек. Шестеро в своих бюллетенях зачеркнули все три фамилии.
Впрочем, о том, что такая тупиковая ситуация, не позволяющая принять решение о назначении, может возникнуть, речь зашла еще до процедуры голосования. Председатель комиссии по законности, гласности и организации работы совета Виктор Никитин предупредил сразу:
- Второй тур голосования в регламенте работы совета не предусматривается, ничего об этом не говорится и в положении о конкурсе. Кроме того, у меня есть информация, что двое из восьми претендентов, заявивших об участии в конкурсе, будут оспаривать решение конкурсной комиссии в суде. Как вчера мне сказали в прокуратуре, у них есть шансы выиграть.
Оказалось, что в положении о конкурсе не были четко определены критерии отбора кандидатов из претендентов. Как полагает Виктор Васильевич, конкурс должен проводиться в несколько этапов: сначала следует рассмотреть документы претендентов об образовании, стаже работы на руководящих должностях, наличии стажа муниципальной или государственной службы, затем, так сказать, сделав отсев, провести с допущенными ко второму туру собеседование на знание законодательства. В данном случае так называемый юридический экзамен проходили все восемь претендентов, в том числе никогда не работавшие на муниципальных или государственных должностях. По словам Никитина, заместитель прокурора
Виталий Лайко считает, что для проверки правовых знаний претендентов нужно разработать тест. Иначе объективную оценку тому, кто лучше знает законодательство, дать нельзя, поскольку претендентам задавались вопросы, возможно, отличающиеся по своей сложности. К тому же претендентам в нарушение положения о конкурсе не были направлены аргументированные ответы об отказе в выдвижении к назначению на должность.
В положении о конкурсе говорится о предпочтении кандидатам, имеющим стаж муниципальной службы. При обсуждении недоработок в этом документе депутат Игорь Шалагин заметил:
- Таким образом мы создаем «муниципальную касту», лишаем остальных граждан, которые могли бы стать эффективными руководителями района, возможности выиграть конкурс. Как же вы собираетесь проводить ротацию управленческих кадров во власти?
О необходимости создания кадрового резерва и ротации кадров говорили также, выступая перед депутатами с программами своих действий в случае избрания, кандидаты Василий Загайкевич и Виктор Костюченко. Кстати, как обычно, заклеймить последнего позором на заседание пришли представители инициативной группы горожан, протестующих против раздробления района на поселения и избрания его главы из состава совета. После провальных для прежних депутатов, в том числе и Костюченко, мартовских выборов эти граждане хотят перемен. Назначение управленческих кадров во власти, когда тасуется одна и та же старая колода, их не устраивает.
Предчувствуя исход предстоящего голосования, Галина Суроева и Лев Рохинсон предложили в срочном порядке внести изменения в регламент работы совета и провести сразу же второй тур. Другие депутаты - Виктор Никитин, Игорь Шалагин, Вячеслав Кузнецов - говорили о том, что этого делать нельзя, поскольку у претендентов появится лишний повод для обращения в суд, и, если назначить главу не удастся, объявить новый конкурс, устранив сначала все пробелы в нормативных документах.
Не придя к консенсусу, приступили к голосованию. После подведения его итогов Вячеслав Кузнецов сказал:
- Даже если мы сейчас проведем повторное голосование, получим тот же результат, депутаты ведь уже определились в своих мнениях.
К вопросу о том, что делать дальше, решили вернуться в конце заседания. Но и после рассмотрения других вопросов повестки и перерыва страсти не улеглись.
- Нельзя дальше оставлять район без главы администрации, в его руках все рычаги управления, и вся администрация ждет, - убеждал коллег Лев Рохинсон.
- Не соглашусь с вами, у нас есть исполняющий обязанности главы администрации Владимир Геннадьевич Задворных, все работают в обычном режиме. Руль не брошен, - возразил ему глава района, председатель райсовета
Василий Шамбир.
К слову, Задворных, временно возглавляющий администрацию с середины марта, также участвовал в конкурсе. Юрист по образованию, он, ранее не работавший во властных структурах, априори уступал соперникам в стаже муниципальной службы.
- На нас оказывается давление, что претенденты обратятся в суд. Иски уже поданы или нет? Одно дело - вам скажут: вы беременны. И другое - возможно, вы беременны. Есть разница? - в очередной раз высказался Лев Рохинсон.
В ответ сторонники проведения нового конкурса и противники поспешных действий настаивали на своем.
Завершил дискуссию
Василий Шамбир:
- Нам нужно выработать алгоритм действий. Предлагаю комиссии по законности направить запросы в прокуратуру, облдуму и областной комитет по законопроектной деятельности и вопросам местного самоуправления. Пусть нам разъяснят, что делать дальше. Можно ли вносить изменения в регламент после того, как конкурсная комиссия приняла решение? Будет ли законным проведение второго тура, возможно ли при этом рейтинговое голосование или решение должно приниматься только большинством от числа избранных депутатов? Имеем ли мы право объявить новый конкурс?
- А если нам ответят, что все варианты законны? Дескать, поступайте как хотите, умрите, но назначьте, - спросил кто-то из депутатов.
- Значит, будем умирать и назначать, - ответил Шамбир.
К следующему заседанию, которое состоится 27 мая, комиссия по законности на основании ответов региональной власти и надзорных органов должна представить депутатам на рассмотрение все варианты выхода из создавшейся ситуации. Это предложение народные избранники поддержали единогласно.
Ирина РУМЯНЦЕВА, Кандалакша