В Кандалакше уже несколько лет коммунальщики ведут войну с зелеными насаждениями. И это в то время, когда город задыхается от транспорта, копоти котельных, грязи и пыли!
Может быть, в силу скудости образования, деятелям от ЖКХ и контролирующим их должностным лицам невдомек, что зеленые насаждения обладают важными для качества жизни функциями: санитарно - гигиенической, рекреационной, структурно-планировочной, эстетической?
Может им интересно будет узнать о том, что дерево средней величины за 24 часа восстанавливает столько кислорода, сколько необходимо для дыхания трёх человек.
С 1 кв. м газона испаряется до 200 г/ч воды, что значительно увлажняет воздух. В жаркие летние дни на дорожке у газона температура воздуха на высоте роста человека почти на 2,5 -3º С ниже, чем на асфальтированной мостовой. Газон задерживает заносимую ветром пыль и обладает фитонцидным действием.
В жаркий летний день над нагретым асфальтом образуются всходящие потоки теплого воздуха, поднимающие мельчайшие частицы пыли, которые долго держатся в воздухе. А над аллеей или сквером возникают нисходящие потоки воздуха, потому что поверхность листьев значительно прохладнее асфальта и железа. Пыль, увлекаемая нисходящими токами воздуха, оседает на листьях.
Один гектар деревьев хвойных пород задерживает за год до 40 тонн пыли, а лиственных - около 100 тонн.
Зеленые насаждения возле домов защищают жильцов от городского шума.
Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) подготовлен документ, в котором указывается, что каждый современный город должен иметь как минимум 9 кв.м. зеленых насаждений на человека. В Советском Союзе нормой считалось 6,5 — 10 кв. м
Это в порядке ликбеза, но все же - кто позволяет управляющим компаниям спиливать деревья? Где постановления Городского совета депутатов? Где акты обследования зеленых насаждений с выборкой подлежащих спиливанию деревьев? Где инициативы и последующие решения собраний собственников. Более того, зачастую большинство собственников против спиливания.
Спиливают здоровые и крепкие деревья под предлогом их хрупкости, хотя любая УК заведомо раньше прекратит своё существование, чем здоровое дерево. Спиливают деревья, которые не мешают коммуникациям. Пилят по своему усмотрению. Пилят потому, что «тетка из вон того подъезда попросила».
Возле ДОУ «Солнышко» на ул. Горького спилили черемуху. Рядом, у жиломго дома, по просьбе мужчины коммунальщики «ликвидировали» дерево оно мешала ему парковать машину. Возле бывшего дома отдыха железнодорожных бригад на днях спилили красивый абсолютно здоровый тополь.
И таких примеров – масса.
Зато прямо напротив входа в редакцию «День города» много лет стоит большое погибшее дерево, и никто не собирается его спиливать. Уничтожают деревья с наклоном менее «нормативных» 30° ввиду потенциальной опасности, якобы они могут упасть на людей. К примеру, опасность стать жертвой пьяных водителей в разы выше, но это не повод требовать их уничтожения.
Следует сказать и о тополином пухе, который мучает несколько десятков человек 2 недели в году. Та же бытовая химия окружает нас повсюду ежедневно и те или иные ее виды являются для большинства людей аллергеном. Никто ведь не призывает избавиться от нее, стирать щелоком и мыть волосы сырыми яйцами. Кстати сказать, тополя относятся к двудомным растениям, и от мужских экземпляров пух не летит.
Вместе с тем, по Закону Мурманской области от 07.12.2011 № 1439-01-ЗМО (пункт 1 с изменениями) - «Повреждение или уничтожение деревьев, кустарников, клумб, цветников, газонов и иных зеленых насаждений влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двухсот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до ста тысяч рублей».
Статья 260. ч.3 УК РФ гласит: «Незаконная рубка, а равно повреждение до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан, если эти деяния совершены в значительном размере, - наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок от ста до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до одного года».
Никто не спорит, зеленые насаждения требуют обновлений, санитарной вырубки, существуют Правила создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации (утв. приказом Госстроя РФ 15 декабря 1999 г. N 153). Во всех районах Мурманской области приняты Постановления Администраций МО «Об утверждении положения о порядке вырубки зеленых насаждений на территории муниципального образования».
Эти положения содержат, в том числе, порядок восстановления зеленых насаждений по принципу «спилил дерево - посади новое». Но только не в Кандалакше. У нас кроме Долгосрочной целевой программы «Благоустройство городских территорий муниципального образования городское поселение Кандалакша на 2012-2014 годы», содержащей краткие невнятные указания на чего-то там «низзя» в отношении зеленых насаждений, других нормативных документов не имеется.
Городской властью не принято ни одной программы озеленения города и даже бюджет содержит только самую общую статью «Благоустройство», благодаря которой в центре Кандалакши интенсивно прибавляют числом только урны, а рядом погибает уютный когда-то сквер.
Зачем тратить деньги, что-то закупать, сажать, ухаживать, дешевле купить пилу. И объявить конкурс благоустройства дворов, пытаясь за счет жителей хоть как-то «облагородить» дворы, искренне делая вид, что крашеные под грибки тазики и причудливо изрезанные отработанные покрышки заменят уничтоженные деревья. А полтора десятка деревьев, кстати сказать, высаженных на небольшом пятачке аллее Славы, - не альтернатива десяткам уродливых пней по всему городу, оставленным догнивать на виду у жителей.
Конечно, можно во всем винить коммунальные службы. Пилят что попало, пилят где попало, пилят как попало. По словам жительницы дома № 3 по ул. Первомайской «так откровенно уродуют город, который и так уже похож на сплошную промзону, так «заботятся» об экологии, что уже сейчас от сажи и пыли спасенья нет, а скоро, того и гляди, одни пни и шины с чахлыми цветами да жестяные коробки машин вокруг нас останутся».
А отвечает за работу организаций, занимающихся спилом деревьев, как, впрочем, и за все, что творится в городе, городская администрация. И все стихийные «порубы» деревьев в городе – это в первую очередь нарушения законодательства (суть - преступления) городской администрацией.
Чтобы остановить незаконные вырубки необходимо в корне изменить отношение к зеленым насаждениям (тем более, что мы живем на Севере, в условиях дефицита кислорода), так как озеленение города в Кандалакше выродилось в тупую вырубку уже существующих посадок. Хотя, согласно Законодательству, на одно срубленное дерево должно приходиться одно посаженное в том же районе, или два – в другом.
Проследить за соблюдением этого порядка, конечно, невозможно. Необходимо законодательно на местном уровне урегулировать вопросы вырубки и воспроизведения зеленых насаждений, и хорошо было бы соблюдать уже существующие Законы Российской Федерации и Мурманской области с тем, чтобы вырубка деревьев стала контролируемой и законной.
Совершенно очевидно, никто в администрации Кандалакши даже не помышляет о создании Реестра зеленых насаждений, к этому ее обязать нельзя, но ведь мы и информации о работе городской комиссии по вырубке и воспроизведению зеленых насаждений не нашли ни в одном источнике, а таковая по закону обязана существовать и контролировать соответствующие процессы. Очевидно, что пора вмешаться прокуратуре.
Что касается частных инициатив, то если на собрании жильцов большинство собственников проголосует за снос дерева, специалист Роспотребнадзора признает затемнение в квартире или квартирах из-за дерева нарушением санитарных норм, а городская комиссия даст разрешение на снос, то дерево будет снесено или обрезано.
Управляющая компания должна организовать этот процесс с соблюдением требований (обрезка — в агротехнические сроки, по правилам, по правилам, срезы диаметром более 2 сантиметров закрашивают масляной краской).
Уже у древних народов гражданские и религиозные законы были проникнуты стремлением создать в городах нормальные условия существования.
Правду сказать, зелени уделялось меньше внимания, чем, например, отбросам (при Юстиниане I (VI в.)). Городская администрация, похоже, мыслит категориями ранних веков - проблема отбросов ее по минимуму еще волнует, но сохранение и обновление зеленых насаждений, расположенных на территории городского поселения - это не проблема вообще, есть чему пошелестеть листьями над головой - и ладно.