Как говорил американский юморист Генри Уилер Шоу, чем меньше мы знаем, тем больше подозреваем. Слухи о грядущих неблагоприятных переменах на Кандалакшском алюминиевом заводе начали будоражить горожан еще в конце прошлого лета. Казалось бы, их могли развеять или подтвердить журналисты как местных, так и областных СМИ. Однако руководство КАЗа не стало брать на себя ответственность за предоставление информации, неизменно отсылая к «московскому начальству» - Объединяющей Компании РУСАЛ.
Оттуда на запросы работников пера и микрофона приходили, так сказать, обтекаемые ответы о необходимости оптимизации производства в условиях снижения мировых цен на металл.
Настежь открытая компания
Прошедшая на днях видео-пресс-конференция представителей РУСАЛа собрала журналистов из тех регионов, где расположены ее предприятия. Перво-наперво им рассказали об общей ситуации в металлургической отрасли. Ее обозначили как кризис перепроизводства: спрос на алюминий в мире в 2009-м составит 28 миллионов тонн, тогда как производители заявили о выпуске 40 миллионов. Как следствие, цена на металл резко упала. Если в июне 2008-го она составляла 3300 долларов за тонну, то сейчас скатилась до 1300. В результате у металлургов, чтобы остаться конкурентоспособными, нет иного пути, как снижать себестоимость продукции.
Для этого РУСАЛом в начале февраля принята антикризисная программа «Быть первым». Она предусматривает сокращение до 1 апреля текущего года производства алюминия на 500 тысяч тонн (или около 11 процентов от общего объема) за счет закрытия нерентабельных и экологически неэффективных производственных мощностей, снижение производства глинозема, уменьшение на 60 процентов управленческих расходов, 5-процентную оптимизацию персонала с приостановкой набора новых сотрудников. Следует отметить, что по сравнению с третьим кварталом прошлого года компании уже удалось уменьшить себестоимость производства алюминия на 27 процентов. Дальнейшее ее снижение на 34 процента к концу первого полугодия планируется произвести за счет более эффективной организации поставок сырья и электроснабжения, оптимизации транспортных услуг.
Почему антикризисная программа называется «Быть первым»? Как недавно публично заявил основной владелец РУСАЛа Олег Дерипаска, которому принадлежат 57 процентов акций, главная цель - к концу первого полугодия оставить только те производственные мощности, структура затрат которых позволит находиться в ряду первых десяти процентов мировых производителей алюминия по себестоимости. Естественно, эти слова наводят на размышления: ведь Кандалакшский завод не отличается выгодным географическим положением, находится, скажем так, в отрыве от основных предприятий РУСАЛа, расположенных в Сибири, что существенно сказывается на транспортных расходах. Кроме того, объем производства металла и численность работающих на нашем предприятии в разы меньше, чем, к примеру, на Братском алюминиевом заводе. Да и объем сокращения продукции и персонала явно не вписывается в обозначенные средние по компании показатели. Не грозит ли ему временная консервация или окончательное закрытие?
Директор по связям с общественностью РУСАЛа Вера Курочкина на мой вопрос о том, что означает заявленная основным владельцем на Всемирном экономическом форуме в Давосе необходимость прекращения производства, ответила так:
- Речь не идет о том, чтобы консервировать все предприятия подряд, с тем чтобы закрыть производство на Урале и в Сибири. Мы подходим крайне вдумчиво к принятию любого решения о закрытии и консервации заводов.
Что касается КАЗА, она пояснила, будет сокращено производство продукции и выведены из строя электролизеры во втором и третьем корпусах заводах.
В завершение пресс-конференции Вера Игоревна сказала:
- Мы открыты к постоянному откровенному диалогу. Будем рады предоставить всю интересующую вас информацию.
КАЗ без прикрас
Памятуя о том, что сотрудники пресс-службы любой структуры, по сути своей, исполняют функции охранников банка информации, все же не замедлила воспользоваться прозвучавшим предложением. Составила перечень вопросов, касающихся КАЗа: в каком объеме сократится производство металла, сколько электролизеров на заводе уже остановлено и сколько предполагается вывести из строя в ближайшее время, сколько человек и по каким причинам будет и уже уволено, сократилось ли и в каких объемах потребление электроэнергии, есть ли снижение зарплаты на предприятии?
Поступивший ответ, «согласованный с Москвой», как говорится, превзошел все ожидания: «В условиях кризиса в соответствии с принятой антикризисной программой РУСАЛа на КАЗе осуществляется комплекс мер, направленных на сокращение расходов, оптимизацию производства, снижение себестоимости.
Объявленное ранее почти 25%-ное сокращение производства даст снижение выпуска алюминия-сырца в 2009 году на 16,9 тыс. тонн за счет выборочного отключения электролизеров с большим сроком службы во втором и третьем корпусах электролиза. В связи с сокращением объемов производства и капитального ремонта электролизеров в 2009 г. сокращение штата персонала затронет 67 человек. Часть высвобождаемых работников будет трудоустроена на вновь организованные и вакантные места либо уволена в связи с достижением пенсионного возраста. В ЦЗН представляются все сведения об увольняемых с предприятия. По данным ЦЗН, на 10.02.09 г. на учет встало 56 человек бывших работников завода».
Впрочем, такой ответ не исключает возможности получить сведения из других, подчеркну, достоверных источников. Как стало известно, из более чем трех с половиной сотен электролизеров на заводе сегодня остановлены семьдесят два, около тридцати выведут из строя в ближайшее время. Что касается сокращения персонала, цитирую «Мурманский вестник» от 27 января: «Наибольшее количество сотрудников (323) планируется сократить на Кандалакшском алюминиевом заводе. 101 человек из этого числа выйдет на пенсию; 161 будет уволен по сокращению штатов. По этой причине в декабре 37 заводчан уже покинули предприятие. Остальные работники будут освобождены по иным причинам. Увольнение на этом предприятии будет происходить поэтапно в первом квартале».
Эта информация, прозвучавшая на очередном заседании Совета муниципальных образований Кольского края, предоставлена областным центром занятости. Увольнение прежде всего касается людей, как имеющих проблемы со здоровьем, так и пенсионеров. Последним предлагается покинуть предприятие, получив выходное пособие в размере пяти среднемесячных зарплат. Поскольку вопрос о сокращении штатов болезненный, с сотрудниками организована персональная работа. Если раньше генеральный директор предприятия вел прием по личным вопросам раз в неделю, то сейчас ему приходится делать это ежедневно. Кроме того, завод сократил потребление электроэнергии. Причем снижена сила тока, который используется в технологическом процессе.
Быть первым в очереди
Одним словом, будущее Кандалакшского алюминиевого завода продолжает оставаться туманным. Его сотрудники пребывают в тревоге. Основной владелец РУСАЛа Олег Дерипаска, как известно, погряз в долгах. В мае прошлого года журнал «Forbes» назвал его самым богатым россиянином, оценив состояние бизнесмена в 28, 6 миллиарда долларов. На сегодня Дерипаска находится, что называется, в минусе. По оценкам экспертов, долги компаний, которые он контролирует, приближаются к 30 миллиардам долларов. При этом главный актив Дерипаски - Объединенная Компания РУСАЛ - должна кредиторам 16, 3 миллиарда долларов. Задолженность перед иностранными банками составляет 7 миллиардов долларов, перед российскими - 6,5 миллиарда долларов, а перед владельцем группы «Онэксим» Михаилом Прохоровым - 2,8 миллиарда. Такие цифры назвал в Давосе председатель совета директоров компании Виктор Вексельберг.
Понятно, что рассчитаться с долгами в ближайшее время РУСАЛу не удастся. Ситуацию усугубляет спад производства. Да и сам Дерипаска в своих прогнозах не выглядит оптимистом: «На мой взгляд, для индустрии важно прекратить на что-то надеяться, нужно готовиться к худшему. Думаю, на протяжении следующих девяти месяцев мы увидим абсолютно иную конъюнктуру в алюминиевой промышленности, которая сохранится в ближайшие 7-10 лет».
Вряд ли и банки, российские и зарубежные, в условиях финансово-экономического кризиса с удовольствием согласятся на рассрочку в погашении РУСАЛом взятых кредитов. Кстати, в последнее время в бизнес-кругах активно обсуждался вопрос о создании нового горно-металлургического холдинга путем слияния «Металлоинвеста», «Норникеля» и РУСАЛа, что давало последнему некую надежду. Однако недавно генеральный директор «Норникеля» Владимир Стржалковский по этому поводу высказался так: «РУСАЛ и объединение с ним… Какой резон, когда компания серьезно обременена долгами?»
А сейчас Олег Дерипаска, похоже, активно занимается запугиванием государства, заявляя о том, что РУСАЛ не исключает возможности проведения IPO. Этот термин означает продажу акций компании неограниченному кругу покупателей с целью привлечения средств для развития своего бизнеса. В результате компания получает прибыль в виде разницы между суммой от продажи выпущенных акций и капиталом, действительно вложенным в акционерное предприятие. Конечно же, с одной стороны, федеральная власть не должна допустить ни продажи РУСАЛа иностранцам, ни гибели такой важной для страны отрасли, как алюминиевая промышленность. Но, с другой стороны, зачем по большой цене покупать, образно говоря, курицу, которая перестала нести золотые яйца?
Скорее всего, Дерипаска приложит все усилия, чтобы добиться компромисса с государством. Кстати, некоторые острословы новую антикризисную программу РУСАЛа уже переименовали так - «Быть первым в очереди на национализацию».
Ирина РУМЯНЦЕВА, Кандалакша