Режиссер «Штрафбата» и победитель Московского международного кинофестиваля рассказал о своем новом фильме, который будет снимать в Мурманской области, о засилье рекламы и ограниченном показе фестивальных лент в кинотеатрах.
Алексей БАКУМЕНКО — 17.08.2009
Досталь стремительно вошел в зал, катя за собой чемодан на колесиках. Глянув на нас с фотокором, сразу понял, что мы по его душу. Бросил багаж:
- Журналисты? Из «Комсомолки»? Спрашивайте – отвечаю!
Известного режиссера нам удалось перехватить в мурманском аэропорту. Неделю назад Николай Николаевич гостил в Кандалакше. Выбирал места для съемок своего нового фильма «Раскол». Приехал не случайно - с Заполярьем Досталь хорошо знаком. В 2007 году снимал под Кировском сериал «Завещание Ленина» по «Колымским рассказам» Шаламова. В 2008-м работал в Кандалакше над фильмом «Петя по дороге в Царствие Небесное», задействовал в массовке десятки местных жителей. Интересный сюжет фильма, помноженный на мастерство режиссера и красоту северной природы, принес свои плоды. «Петя» получил «Золотого Святого Георгия» - высшую награду Московского кинофестиваля. С фильма-лауреата мы и начали…
И бесплатно покажет кино…
- Кандалакшане с нетерпением ждали, что вы привезете им «Петю…». Многие хотели увидеть себя в большом кино. Почему сорвалось?
- А вы знаете, я в этом не виноват. Мэр Кандалакши Андрей Иванов попросил перенести премьеру на 14-15 сентября в связи с какой-то датой. Пошли навстречу. Увы, не уверен, что смогу сам приехать. Буду весь в работе над новым проектом. Но сценарист Михаил Кураев в любом случае приедет в Кандалакшу и покажет фильм. Так что премьера в Заполярье обязательно состоится. Кстати, в Москве и крупных городах картина уже вышла на экраны, а где-то в сентябре в продаже появятся лицензионные диски. А вообще, ее купил канал «Россия», значит, премьерный показ будет в ноябре-декабре.
- А в кинотеатрах Мурманска картину покажут? Или прокат ограничен?
- Конечно, ограничен, ну что вы хотите, картина же камерная. Она не имеет очевидного кассового потенциала. И бюджет у нас скромный, на рекламу денег не было, - делится Досталь. - Поэтому для нас главная реклама, причем бесплатная – это кинофестиваль. То, что «Петя…» получил там главный приз, то, что о нем узнали – уже для нас очень хорошо.
- Вот на Западе номинация на «Оскар» – уже рекомендация, залог кассового успеха. А вот Гран-при Московского кинофестиваля прокатчиков не интересует.
- У нас, к сожалению, такой прямой зависимости от наград нет, - грустно улыбается режиссер. - В США все отработано, все четко, все взаимозависимо. А у нас все так относительно…
«Петя…» и «Оскар»
- Как полагаете, «Петю…» могут выдвинуть на «Оскар» от России?
- Вряд ли. У нас есть такая большая картина «Царь» Лунгина с Янковским и Мамоновым в главных ролях. Скорее, ее выдвинут, она такая исторически эффектная, высокобюджетная, типично русская - про конфликт власти и совести. Хотя, кто знает, может, и у «Пети...» нашего есть шанс. Это уже в октябре станет известно - российский оскаровский комитет должен принять решение и представить от нашей страны одну картину. Может, и «Петю...». Но, поймите, с «Оскаром» или без, картина лучше уже не станет. Она живет своей самостоятельной жизнью, независимо от наград…
- Главную роль в «Пете…», этакого местного блаженного, сыграл дебютант Егор Павлов. Я заметил у вас тенденцию к подбору малоизвестных актеров на ведущие роли. Конечно, есть исключения, Хазанов в «Маленьком гиганте большого секса», Серебряков и Баширов - в «Штрафбате». Но «главные» актеры ваших других картин – неизвестные. Кто знал Андрея Жигалова до «Облако-рая»? Или Владимира Капустина до «Завещания Ленина»? Вы сделали их известными.
- Да, у меня есть стремление больше снимать неизвестных актеров. Ведь все наши звезды, так называемые медийные лица, это замечательные артисты, среди них много моих друзей. Но мне сложно убедить зрителя, что на экране именно тот персонаж, а не десяток-сотня предыдущих ролей, которые остались в голове у зрителей. Отсюда мое желание снимать незамыленных актеров. Но исключения есть. Например, у меня часто снимается Рома Мадянов. Он сыграл еще в «Мелком бесе» в 1995 году, потом в «Штрафбате», в «Завещании Ленина», в «Пете…». И в новом моем фильме будет играть.
Как бороться с рекламой
- Во время показа «Завещания Ленина» фильм часто прерывали рекламой. Вы пробовали с этим бороться? Или относитесь к рекламе как к необходимому злу?
- А кто из режиссеров доволен этим засильем? Странный вопрос, - возмутился Николай Николаевич. - Ладно, если это комедия, там вставишь рекламу и не заметишь, а когда такой драматический фильм-роман, как о Шаламове, то, конечно, там реклама поперек горла стоит. Это ужасно. А противодействовать наше киносообщество не может…. Наши работы уродуют рекламой. Слава богу, что потом картины выходят на дисках. У меня она есть в таком первозданном виде, без рекламы. И я друзьям, знакомым обязательно дарю диски с «Штрафбатом» или «Завещанием». Смотрите у себя дома без рекламы…
- Знакомые офицеры Северного флота рассказывали, что на крейсере «Кузнецов» устраивали просмотр «Штрафбата» на DVD-плейере.
- Приятно слышать. Вообще, «Штрафбат» хорош тем, что он нравился и молодым, и пожилым. Особенно молодым, привлек их к телевизору…
- Фильм «Раскол» вызовет такой же интерес?
- Ох, не знаю, - глубоко вздыхает Досталь. – «Штрафбат» – это динамичная повесть о войне, может, благодаря динамичности и имела такой успех. «Завещание Ленина» – это роман. А у нас разучились читать романы. Хотят быстро освоить - знаете, как в Интернете: раз-раз пролистал и уже что-то знаешь. А «Завещание» требует вдумчивого просмотра. Таким же будет и новый сериал «Раскол». Это фильм-роман о непростом, драматическом отрезке русской истории 17 века. Главные действующие лица – Алексей Михайлович Тишайший, второй царь династии Романовых, патриарх Никон, протопоп Аввакум, боярыня Морозова, другие наши исторические личности. Снимем 16 серий для телеканала «Россия». Картина будет готова в марте 2011 года. А снимать начинаем с конца октября в Москве в павильонах, потом в различных городах России – Ростове Великом, Суздале, на Соловках, под Вологдой – в Кирилло-Белозерском монастыре. А в марте – в Кандалакше.
- Уже знаете, кто будет играть Аввакума и других героев?
- Нет, героев мы еще только нащупываем, ищем. Пробы только начинаются, и мы должны в сентябре определиться с актерами. Из тех, кто у меня снимался в «Пете…», в «Расколе» будут играть Роман Мадянов и Александр Коршунов. У них не главные роли, но важные: Мадянов будет играть Бориса Михайловича Морозова. Это боярин, который воспитывал царя Алексея, можно сказать, его дядька. А Коршунов сыграет известного протопопа Ивана Неронова, который тоже пострадал за веру от Никона. Может, и Егору Павлову, который Петю играл, найдем роль монаха.
- А для остальных персонажей будете искать новые лица?
- Да, но фильм многолюдный. Поэтому сыграют и Капустин, и Юра Степанов, который снимался и в «Штрафбате», и в «Гражданине начальнике», и Александр Баширов.
Непрочитанные отрезки истории
Слушая, как Николай Николаевич рассказывает о будущем фильме, о его героях, понимаешь, что режиссер не на шутку увлекся 17 веком, темой старообрядцев. Он даже имя Аввакум произносит на староверский лад, с ударением на второй слог, как называл себя сам мятежный протопоп.
- Вас можно назвать первопроходцем в этой теме. В отечественном кинематографе к теме раскола практически не обращались. Если не брать «Гулящих людей» Ильи Гурина, который еще «Россию молодую» снимал.
- Вот это очень хорошо. «Гулящих людей», кстати, недавно по «Культуре» показывали, оживился Досталь. - Но там о расколе как-то невнятно сказано.
- Да, там больше классовой борьбе внимание уделено, противостояние народ-бояре, Медный бунт…
- А это потому, что раскол самый непрочитанный отрезок нашей истории. Мы знаем все, что было за поколение до этого – Иван Грозный, Борис Годунов, Смута, Шуйский. Знаем, что было после – Петр Первый и так далее. А вот этот отрезок в литературе и кино очень мало затронут, а там столько тех граблей, на которые мы сейчас наступаем, там столько серьезных проблем: священство и царство, власть и церковь, религия и народ, там очень много вещей, которые мы должны знать. Поэтому этот фильм несет просветительскую миссию. Тема раскола обоюдоострая, до сих пор нет литургического общения между старообрядцами и Русской православной церковью. Мы хотим более-менее объективно показать, что произошло, как случилось, как Русь средневековая переходит в Россию имперскую.
- Какие-то яркие моменты того перехода будут в фильме или только богословские споры?
- Мы не можем взять все. Был и Соляной бунт, и Медный, потом Степан Разин подоспел. Но Разина брать не хотим, это уже известно. Затронем его по касательной совсем. Медный бунт чуток будет. В основном, покажем столкновение новин, которые нам греки предложили и поддержали Никон и царь, и обычаев, которых придерживались Иван Неронов, Аввакум, Степан Вонифатьев. В основном внимание будет сосредоточено на церковных соборах. Мы с Михаилом Кураевым долго писали сценарий, изучали литературу, исторические хроники. Вытроили, как нам кажется, более-менее объективную и интересную картину.
Хотя, конечно, вымышленные персонажи есть. Например, Савва – деревенский парень. Кстати, будет и знаменитая Феодосия Прокопьевна Морозова, та самая боярыня со знаменитой картины. Красивая женщина, между прочим, была, не то, что Суриков нарисовал какую-то каргу. Она и умерла-то еще молодой, ей было сорок с хвостиком. Она была, повторю, красивая и умная женщина, сейчас как раз такую и ищем.
- Аввакум, Никон, царь, стрельцы, бояре, Москва, Ростов, Соловки, это ж сколько денег на сериал уйдет! Объясните парадокс, Николай Николаевич, вы же хотели снять исторический фильм о Кронштадтском мятеже, но он оказался слишком затратным. А из-за наступившего кризиса от идеи пришлось отказаться. Но почему-то на исторический сериал деньги нашлись. Как так?
- «Капитан Дикштейн» про Кронштадтский мятеж - это кинофильм, масштабный, дорогой. Деньги на кино сейчас найти невозможно. А сериал окупается как раз за счет той рекламы, о которой мы с вами говорили в начале беседы. Так что проект отложен до лучших времен.
- Но окончательно от идеи бросить зрителя «на кронштадтский лед» вы не отказались?
- Нет. Сценарий-то не устареет. Ведь кронштадтский мятеж тоже в игровом кино никто не освещал. А для Ленина это был переломный момент, пиковый. Ведь это не гражданская война с противостоянием «белый-красный». Тут свои же взбунтовались. Балтийские матросы, которые хотели завоевания революции сохранить, но без коммунистов. Ленин был в таком напряге, ведь вся история и могла пройти по другому пути… Об этом перекрестке истории фильм сниму обязательно.
И ЕЩЕ ОДИН ВОПРОС
- Ваш брат Владимир тоже режиссер, сейчас успешный продюсер. Вы много работали вместе. Давления с его стороны нет? А то часто в кино показывают конфликт режиссера и продюсера…
- Бывает иногда, - засмеялся Досталь. - Потому что Володя старше, иногда он со мной как с младшим разговаривает. Другие продюсеры -как с Мастером, с народным артистом России, а он - как с младшим. Зато когда меня постигает удача, ее приятно разделить не просто с продюсером, а с братом.
ИЗ ДОСЬЕ «КП»
Досталь Николай Николаевич родился в 1946 году в Москве в семье режиссера Николая Досталя и персидской красавицы Джахантаб. Мать умерла через несколько месяцев после родов. Николая и его старшего брата Владимира воспитывал отец. Но в 1959 году он трагически погиб на съемках. Заботу о сыновьях режиссера взяла студия «Мосфильм». Николай Досталь практически с детства рос в киношной атмосфере, в 60-х годах снялся в фильмах «До свидания, мальчики!» и «Морские рассказы». Тем не менее поступил на журфак МГУ (окончил в 1971-м). Его брат Владимир в это время работал вторым режиссером у Бондарчука и Рязанова. Впрочем, в кино Досталь-младший все-таки вернулся: в 1981 году окончил Высшие курсы сценаристов и режиссеров (мастерская Георгия Данелии). В 1985 году Николай Николаевич снял свой первый фильм «Человек с аккордеоном». Затем «Шура и Просвирняк», «Я в полном порядке», «Облако-рай», «Маленький гигант большого секса», «Мелкий бес», «Полицейские и воры», сериал «Штрафбат», «Коля-Перекати поле», сериал «Завещание Ленина», «Петя по дороге в Царствие небесное».
Фильм «Облако-рай» получил приз в конкурсе «Фильмы для избранных» на «Кинотавре»-91 и «Серебряный леопард» на фестивале в Локарно. А «Петя по дороге в Царствие небесное» - Гран-при («Золотой Святой Георгий») XXXI Московского международного кинофестиваля.
НА ЗАМЕТКУ
Под Кандалакшей вырастет бревенчатая крепость
Для съемок «Раскола» под Кандалакшей построят старинный городок Пустозерск, где протопоп Аввакум провел свои последние годы и где его сожгли... Деревянный острог с башнями, церковь, терем воеводы и стрелецкая изба вырастут на мысе Монастырский наволок. Здесь в 16-17 веках находилась Кандалакшская мужская обитель, построенная преподобным Феодоритом Кольским. По замыслу режиссера, тут будут также снимать кусочки архангельской Мезени и сибирского Тобольска. Как-никак природа на сибирскую похожа, а из Москвы до Кандалакши ближе, чем до Сибири. Плотницкие топоры застучат уже в декабре.
- Строитесь-то основательно? - спрашиваю у Досталя. - Декорации ветром не снесет?
- Конечно, основательно. Правда, внутри отделки не будет, потому что снимать станем снаружи, - признается Николай Николаевич. - Но строить будем настоящие избы, срубы из бревен, часовни.
- А когда уедете, оставите как аттракцион?
- Почему бы нет? Захотят власти - оставим. Не захотят – на тес продадим дачникам.
Кстати, выбрав Кандалакшу для съемок, режиссер случайно или намеренно попал в места, где сидел в ссылке один из его героев - священник Иван Неронов. После 11-месячного заключения в Кандалакшском монастыре он умудрился сбежать. Войдет ли этот эпизод в новый сериал – неизвестно.
http://www.kp.ru/daily/24343.5/533863/print/