Ровно 75 лет назад произошло трагическое событие, унесшее жизни 62 человек в Кандалакшском заливе Белого моря, близ острова Большой Седловатый.
22 августа 1941 года остановились сердца многих людей, погибших на пароходе «Поморье», в том числе и 30-ти наших земляков. Грузопассажирский пароход «Поморье», доставлявший из Кандалакши в Умбу продовольствие на зиму для людей, работающих в тылу, затонул, подорвавшись на мине, в 30 км от Умбы.
С самого начала войны небольшой грузопассажирский пароход Северного морского пароходства "Поморье" увозил в эвакуацию людей и доставлял воинские грузы, солдат и рабочую силу, направляемую на строительство оборонительных сооружений. Моряки работали, не зная отдыха и не требуя его.
Многие экипажи почти в полном составе подавали заявления с просьбой направить их на фронт. Экипаж "Поморья" тоже не был исключением, почти все моряки подали такие заявления. Многие уходили на фронт, но флот не должен был оставаться без опытных кадров, и многим отказывали. Надо было работать здесь и учить вновь пришедших, зачастую прямо со школьной скамьи, новичков...
Пароход «Поморье», под командованием капитана Семена Васильевича Варакина, вышел из Кандалакши в ночь на 22 августа. Сделано это было с расчетом на то, что под покровом темноты легче уберечься от вражеских бомбардировщиков и торпедоносцев. Когда вся опасность, казалось бы, была позади, вахтенная команда несла свою службу, а люди устроились, уснув, прогремел сильный взрыв, вслед за ним второй….
Судно разломилось пополам и быстро исчезло в холодной воде. Хотя на «Поморье» двумя рядами располагались спасательные шлюпки, люди не смогли ими воспользоваться из-за внезапности случившегося. Те, кто успел надеть спасательные жилеты или ухватиться за деревянные обломки, были обречены на переохлаждение.
До 27 августа шли поиски, был обследован весь район от Ковды до Умбы. Нашли несколько полуразбитых спасательных шлюпок, не использованные индивидуальные спасательные средства и четырнадцать тел, которые опознали и тайно захоронили в Кандалакше. Позже, местные жители нашли несколько тел и захоронили без опознания их в прибрежный песок…
Спаслись, матрос, скончавшийся в госпитале и 17-ти летний парень (юнга), которого не успели оформить на службу, поэтому в списках команды его не было. Из донесения начальника политотдела Севморфлота А. Смирнова: «были подобраны живые матросы Клугман и Чураков. Остальных членов команды и пассажиров обнаружить до сих пор не удалось...» Многие имена, погибших в тот день, остались погребены в вводах Белого моря вместе с кораблем, так как при посадке их никто не регистрировал.
В 1997 году, по инициативе краеведа Александра Борисовича Комарова, на месте гибели парохода «Поморье» был установлен памятный знак. Александр Борисович много лет занимается историей «Поморья» и ведёт работу по восстановлению фамилий погибших на пароходе людей.
Установленный памятный знак выполнен из природных материалов, высота около двух метров, к нему прикреплена поперечина, на ней – гильза снаряда с места былых боев, приспособленная под колокол. Сейчас на нем две памятные таблички: от жителей Умбы и от жителей Кандалакши.
Ежегодно, 22 августа, проходит акция в память о погибших с грузопассажирским пароходом "Поморье". Вот и в этом году, 22 августа, место гибели парохода посетила делегация в составе 16-ти человек: А.Б. Комаров, представители Центра по физической культуре, спорту и туризму, представители Центральной библиотеки и Отдела истории, культуры и быта терских поморов, объединение ЦДТ «Экологический туризм», представители молодежного совета при администрации Терского района, а так же неравнодушные земляки.
Делегация посетила остров Большой Седловатый, для возложения цветов к памятному знаку. Александр Борисович рассказал о некоторых судьбах погибших. На воду, в месте гибели грузопассажирского парохода «Поморье», в знак памяти, были опущены цветы.
Нередко вопросом «Почему надо помнить Великую Отечественную Войну?» задаются современные дети. Возможно, смысл не в том, чтобы помнить собственно Войну. Стоит помнить ту цену, которая была уплачена за Победу.
Нужно помнить все те семьи, которые исчезли безвозвратно в ходе этой войны. Нужно помнить о том, что в нас течет кровь победителей над фашизмом. Помнить – что все те ветераны, которых мы видим хотя бы раз в год – это люди, пережившие целую эпоху. И как писал Юрий Визбор, сам служивший в Кандалакше в 1955 году.