6 сентября 2014, 10:44 (мск) | Политика | Газета «Коммерсантъ»
Автоправа подорожают
С 2015 года для сдачи экзамена и получения водительских прав нужно будет заплатить пошлину 6,5 тыс. руб. Каждая последующая попытка пересдачи обойдется в 1-2 тыс. руб. в зависимости от вида экзамена. Новую пошлину предложила ГИБДД, соответствующий законопроект подготовлен ведомством. Таким образом Госавтоинспекция хочет «финансово стимулировать кандидатов в водители более качественно готовиться к экзаменам». Автошколы инициативу уже поддержали
Разработанные ГИБДД поправки к Налоговому кодексу опубликованы на regulation.gov.ru: с января 2015 года вводится пошлина за сдачу экзамена для получения водительских прав. Официально в ГИБДД размеры предлагаемого платежа пока не раскрывают, объясняя это тем, что суммы могут быть скорректированы в ходе обсуждения поправок. По данным «Ъ», подготовлены следующие предложения: 1 тыс. руб. за сдачу теоретической части экзамена и еще 3,5 тыс. руб.-- за практическую (1,5 тыс. руб. — за «площадку» и 2 тыс. руб.-- за «город»). Подорожают и сами права: сейчас пошлина за изготовление пластиковой карточки составляет 800 руб., с 2015 года — увеличится до 2 тыс. руб. Таким образом, гражданину, который пришел сдавать экзамен впервые, нужно будет оплатить квитанцию на 6,5 тыс. руб.
В ГИБДД жалуются, что сегодня водители могут сдавать на права фактически бесконечно. В 2013 году ведомство зафиксировало 10,1 млн попыток сдать водительский тест, при этом права получили только 2,2 млн. 3,8 млн раз граждане сдавали «город»: новая пошлина позволила бы бюджету заработать 7,6 млрд руб. только на этом экзамене. «Зачастую недоработка автошкол в подготовке кандидатов в водители компенсируется возможностью многократного обращения в экзаменационные подразделения,-- говорят в ГИБДД.-- Введение пошлины отдельно за каждый экзамен будет финансово стимулировать кандидатов более качественно готовиться к экзаменам». В ведомстве считают, что это позволит привести правила сдачи экзаменов «в соответствие с современными требованиями международных норм и стандартов». Это в свою очередь скажется на «состоянии аварийности, в том числе с участием молодых водителей», говорят в ведомстве.
Пошлины для сдачи экзаменов — это часть масштабной реформы образования водителей, цель которой — снизить аварийность среди водителей-новичков (с опытом вождения менее трех лет). В конце 2013 года были приняты поправки к закону «О безопасности дорожного движения», запретившие сдавать экзамены после самоподготовки, но разрешившие учиться и экзаменоваться на машинах с «автоматом». Кроме того, введены новые категории прав (в частности, «М» для скутеров) и ужесточены требования к автошколам. Как ранее сообщал «Ъ», в Москве из-за этого временно парализовался процесс обучения: у автошкол нет собственных площадок размером 0,24 га (это требование есть в новых правилах), а без них они не имеют права обучать. Сейчас эта проблема решается совместно Минобрнауки, ГИБДД и правительством Москвы. И наконец, Госавтоинспекция уже разработала новые, более жесткие правила приема самих экзаменов, допускающие меньшее число ошибок во время выполнений заданий.
В Межрегиональной ассоциации автошкол (МААШ) инициативу ГИБДД по введению пошлин поддержали. «Это уже давно работает во всем мире, мера уже давно себя зарекомендовала,-- говорит президент МААШ Татьяна Шутылева.-- Сейчас каждая попытка сдать экзамен бесплатна, в итоге ГИБДД выполняет фактически роль тренировочной базы: сколько хочешь, столько и сдавай. Есть случаи, когда люди экзаменуются по 25-30 раз. Теперь у граждан появится экономический стимул готовиться лучше. Скорее всего, это заставит и некоторые автошколы пересмотреть качество обучения».
Идею поддержал и президент московской ассоциации автошкол Лев Бурыкин. При этом он отметил, что автошколы зачастую предоставляют ГИБДД собственные машины для приема экзаменов: в этом случае ученик платит школе дополнительно 150-300 руб. за каждую попытку пересдачи. «Если мы говорим о том, что каждый экзамен — это госуслуга, тогда ГИБДД должна урегулировать вопрос с использованием негосударственных машин,-- пояснил он “Ъ”.-- Ведь школы никаких пошлин официально брать не могут, сейчас это не совсем легитимно. Нужно этот вопрос как-то доработать или сделать так, чтобы учреждения не имели никакого отношения к экзаменам».
Глава Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин, в свою очередь, вообще не видит необходимости вводить новый платеж. «Недавно власти отменили самоподготовку, и граждане обязаны обучаться исключительно в автошколах,-- говорит он.-- Цены на обучение и так растут, без всяких пошлин».
источник