Еще в начале года администрация объявила о том, что в бюджете запланированы деньги на косметический ремонт почти полусотни подъездов. Затем депутаты проверили список подъездов-претендентов и внесли изменения. В конечном итоге в апреле на конкурс среди подрядчиков выставили семь лотов на 35 подъездов, но ремонтировать начали осенью – по мере поступления денег. Из семи участников выбрали три фирмы. Из семи лотов один (на четыре подъезда) не состоялся.
Не обошлось и без накладок. Когда «Апатитыградсервис» собрался приступить к ремонту подъезда девятиэтажного дома на улице Ленина, 2а, оказалось, что ремонт уже сделала расположенная там фирма. Поэтому подрядчику вместо одного большого подъезда отдали два из несостоявшегося лота. Сейчас из 32 подъездов большую часть уже отремонтировали.
Жильцы одного из подъездов в доме на улице Космонавтов обижаются на рабочих: те предположили, что здесь живут одни бичи – так плохо выглядел подъезд до ремонта.
– А у нас начальники не живут, – парируют люди, – а ремонт за 30 лет не делали ни разу!
Но вот парадокс: как только ремонтники заканчивают и уходят, тут же появляются надписи на стенах и отметины от сигарет на косяках. Комиссия УГХ вынуждена принимать работу, когда маляры докрашивают последние метры.
Стеклышко к стеклышку
Затраты на ремонт получились разными – в зависимости от состояния подъезда. Судя по сметам, в большинстве подъездов набор стандартный: очистка стен и потолков от грязи, шпатлевка, замена оконных рам, ремонт дверей и перил, окраска стен, труб и почтовых ящиков. В среднем на ремонт подъезда пятиэтажного дома уходит около 50 тысяч рублей. Самые дорогостоящие работы, как утверждают в УГХ, столярные и остекление.
Я побывала в трех подъездах, где ремонт закончили. Приятно смотреть на белоснежную побелку и свежеокрашенные стены (голубые, розовые и желтые). А вот деревянные и стеклянные детали меня удивили. Рамы окон в подъездах (по проекту – двойные, но почти везде по одной) покрашены лишь изнутри, вместе с гвоздями, которые их держат. Сломанные шпингалеты на месте – их не меняют. Цельные стекла – большая редкость, в основном собраны из кусков. Дефекты на дверях исправляли при помощи тонкой фанеры или оргалита, и кое-где их уже продавили опять. Замена двери – большая редкость.
Сэкономили
Администрация планировала в бюджете на ремонты три миллиона рублей, но пока половина суммы не потрачена. Экономия получилась из-за несостоявшегося лота (не все подъезды оказались охваченными), кроме того, в конкурсе подрядчики снизили цены.
Возможно, именно снижение цен и повлияло на снижение качества ремонта. Правда, работники УГХ объясняют, что, если ставить новые стекла, их тут же украдут. Но рамы как следует не ремонтируют даже в подъездах с домофонами. Видимо, предполагается, что люди, которые вложили две-три тысячи рублей в благоустройство подъезда, будут сами у себя стекла воровать.
Валентина Кологреева, начальник контрольно-технической инспекции, предполагает, что экономия позволит продолжить ремонт подъездов и зимой. На очереди уже 140 подъездов: жильцы пишут заявления, работники УЖКХ проверяют и составляют акты. И очередь постоянно растет.
А кто устал ждать очереди, договариваются и делают ремонт за свой счет. Многие, чтобы закрыть доступ любителям гадить в углах, устанавливают надежные двери с кодовыми замками или домофонами. Так поступили жильцы первого подъезда дома №7 на улице Гайдара. Полгода назад они установили дверь в подъезд и подвал с домофоном, а теперь ведут переписку о ремонте с УЖКХ.
Светлана Наглис, текст и фото.