Вне политики и кланов: прокурор города Апатиты Юрий Щеглов

16 марта 2011 в 11:29, Апатиты
С прокурором города Юрием Щегловым, если не считать данного интервью, автору этих строк приходилось предметно общаться всего два раза. Казалось бы, совсем немного, но тех случаев с лихвой хватило для того, чтобы составить себе представление о человеке. В первый раз заявление в прокуратуру писали на меня, во второй раз к «государеву оку» апеллировал уже я. Обе эти ситуации закончились, как и положено, победой закона и здравого смысла.

«Так и должно быть!» — резонно заметит читатель и будет прав. Но я, имея опыт общения с правоохранительными органами других регионов, могу предположить: если бы дело происходило не в Апатитах, финал и первой, и второй истории был бы совершенно иным...
Не стану скрывать, после этих случаев я проникся к Юрию Петровичу огромным уважением и с первого же номера «ЧП» раздумывал о том, как бы уговорить его на интервью; первый и последний раз на страницах местной прессы Юрий Щеглов появлялся аж три с половиной года тому назад. Но уговаривать не пришлось, он согласился на встречу сразу, после первого же звонка.



— Юрий Петрович, общеизвестно, что вы пришли на должность прокурора Апатитов с поста главного судебного пристава Мурманской области. А где проходили службу до этого?

— Юридический институт в Свердловске я закончил в семьдесят шестом году, как сейчас модно говорить, прошлого века. Потом долгое время работал в Казахстане, в колониях строгого и особого режимов. Занимался расследованием преступлений, совершённых осуждёнными по месту отбывания срока. Речь идёт про Степногорск, закрытый город, где добывали и обогащали уран, а основной рабочей силой как раз и были заключённые. Работа там оказалась очень интересной с практической точки зрения: матёрый зэк никогда не даст признательных показаний, а значит, раскрывать дело надо «вчистую», предоставив в суд неопровержимые доказательства. Тяжело и трудно, но для следователя, я считаю, это «высшая лига».

После развала СССР в Казахстане началась «национальная чистка», и нас оттуда, если называть вещи своими именами, выжили. Тогда на фоне распада страны царила жуткая неразбериха и путаница.
«Парад суверенитетов» лично для меня и для моих коллег обернулся потерей личных дел со всем послужным списком: их попросту... не отдали при увольнении. А нет личного дела — значит, дорога в прокуратуру закрыта. На какое-то время пришлось уйти «в народное хозяйство», в юридический отдел подшипникового завода в Курской области.

Затем правила поменялись. Видимо, нас таких оказалось очень много, и Генеральный Прокурор РФ выпустил приказ, разрешающий принимать на службу по результатам спецпроверки, даже если отсутствует личное дело. Я отправил своё резюме в пять областей, в итоге позвали работать следователем в Орёл.

В своё время даже входил в следственную бригаду Генеральной Прокуратуры, работавшей по делу об убийстве Владислава Листьева. Правда, включили меня в неё не сразу, а спустя два года после этого преступления.

— Не могу не задать вопрос: как вы считаете, убийц Листьева когда-нибудь найдут?

— Есть вещи, о которых я по понятным причинам не имею права говорить... Скажем так: у меня была своя версия насчёт того, кто причастен к этому преступлению, я озвучивал её руководству, и вполне вероятно, что она соответствует действительности. Думаю, загадок в этом деле рано или поздно не останется. Время в таких случаях, как ни парадоксально звучит, работает против преступников. Тайное рано или поздно становится явным.

— Давайте продолжим про вашу биографию. Как вы переехали из средней полосы на Север?

— В 2003 году я перешёл из органов прокуратуры в суд, был федеральным судьёй, а затем появились обстоятельства... Это личное, семейное, раскрывать не буду. Просто существуют некоторые состояния организма, когда человеку нужно жить в холодном климате, чтобы температура окружающего воздуха никогда не превышала температуру тела. В общем, врачи порекомендовали Север. Подал документы и выиграл конкурс на должность главного судебного пристава Мурманской области.

— ...И до Апатитов оставалось ру-кой подать?

Наш телеграм канал
Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале


— Да, когда работа управления была выстроена, мне, можно сказать, стало скучно (улыбается). Не люблю я рутину, хочется какой-то творческой работы, чего-то нового, интересного. В Апатитах появилась вакансия прокурора города, и я попросился сюда. Руководство долго думало, но в итоге согласилось. С 16 июля 2007 года работаю в этой должности. Назначение как раз совпало с реформой ведомства, Следственный Комитет выделялся в самостоятельную службу... А мне, честно скажу, нравится жить и работать в эпоху перемен, вот чувствую — это моё!

— Юрий Петрович, всегда хотел вас спросить вот о чём. Вы человек приезжий, не входите ни в один из финансовых кланов, ни в одну из политических группировок. Вас в Апатитах когда-нибудь пытались купить или запугать, пытались сделать предложение, от которого нельзя отказаться, чтобы вы заняли чью-то сторону?

— В Апатитах, скажем так, это не столь актуально, как в Мурманске. Вот там да, приходилось с подобным сталкиваться, но там и должность была другая — первое лицо федерального органа власти областного уровня. Естественно, находились люди, которые пытались моими руками или руками моих сотрудников какие-то проблемы решить... Но, понимаете, я всегда считал и считаю, что противостоять подобным вещам — это просто часть нашей работы. Не сможешь сопротивляться такому — считай, не можешь работать.

В Апатитах... Нет, я не могу припомнить, чтобы кто-то пришёл и в открытую предложил: мол, ты — мне, я — тебе. Может, и собирался кто-нибудь, но навели, наверное, справки о моей работе в Мурманске и поняли, что это бестолку.

— Я спросил об этом, потому что знаю, что ваши действия перекрывают кое-кому финансовые потоки... Кстати, про потоки. Хотелось бы получить информацию из первых рук: чем закончилась борьба прокуратуры за отмену «отопительной» корректировки УК «Апатиты-Комфорт»?

— Недавно было судебное заседание, суд согласился с нашими доводами и корректировку за период с июня 2008 года по май 2009 года отменил. Решение в законную силу пока не вступило, насколько я знаю, управляющая компания собирается его обжаловать. Как только будет полная ясность, мы обязательно сообщим об этом прессе.

— А что думаете про изменение Устава? Кто прав, кто виноват? Обе стороны обвиняют друг друга в беззаконии и стращают друг друга прокуратурой... Что скажет прокуратура?

— Сказать тут можно только одно: соблюдайте закон. И та, и другая форма управления городом законны. В законе же прописана процедура перехода от одной формы к другой — она тоже законна. Если политики будут действовать по закону, то у политиков с прокуратурой не будет никаких разногласий.

За власть в городе бьются две политические силы, это процесс вполне естественный. Моя позиция такова: кто из них станет соблюдать закон — тот и победит. А за соблюдением закона мы присмотрим честно и беспристрастно, невзирая на личности, это я вам гарантирую.

— Юрий Петрович, а какое направление деятельности прокуратуры вы бы назвали приоритетным? Особенно после разделения полномочий, после того, как расследование тяжких и особо тяжких преступлений «ушло» в Следственный Комитет?

— Они у нас все приоритетные... Но если что-то особо отмечать, то я бы назвал защиту прав несовершеннолетних. Просто по той причине, что дети — это наше будущее. Мне кажется, общество пока ещё не совсем понимает: те, кому сейчас четырнадцать-шестнадцать, завтра будут решать судьбу города, предприятия, государства... Равнодушия много. Мы уже сегодня должны защитить их права, начиная от жилья для детей-сирот и заканчивая ограждением молодёжи от наркотиков. Не будем думать о молодёжи, причём реально думать, не на словах — завтра останемся без будущего, вот это по-настоящему страшно, вот о чём трубить надо. А со всем остальным... со всем остальным мы как-нибудь разберёмся.

Сайт Хибины.Ру является обладателем официального разрешения от редакции газеты "Час Пик - Апатиты" на перепечатку материалов газеты. Воспроизведение материала в любой форме на иных Интернет-ресурсах запрещено и будет преследоваться правообладателем по закону
Если Вы обнаружили ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter