Вечером 7 ноября в одном дворе на улице Строителей стреляли. Жертвой облавы стал хозяйский пес Тихон. По словам хозяйки, собака всегда гуляла на поводке, а в тот день сильно скулила, поэтому муж выпустил ее из квартиры, а сам собрался идти следом. Пока мужчина одевался, прибежала соседка и сказала, что Тихона увезли.
На следующий день хозяева нашли пса в питомнике на Третьей ферме, где по договору с администрацией города содержат бездомных собак не более трех дней. Уже дома в черной шерсти Тихона хозяева обнаружили иглу, которой стреляли в собаку снотворным. Несколько дней пес отходил от лекарства – ослаб, потерял голос и не мог есть.
После этого случая жильцы соседних домов написали письмо депутатам с просьбой разобраться в работе ООО «Бытсервис», которое, по их мнению, поступает негуманно и преследует исключительно коммерческие цели.
Планы не оправдались
Договор с ООО «Бытсервис» об отлове, содержании и ветеринарном сопровождении бродячих животных городские власти заключили в апреле. Фирма гарантировала цивилизованный отлов – сетью и сачком. Хозяйских собак с жетонами обещали передавать владельцам после уплаты штрафа. Судьбу бездомных животных должен был решать ветеринар: если пес болен, его усыпят и похоронят на городской свалке, если собака здорова – стерилизуют и отпустят. На деле оказалось иначе: в животных стреляют снотворным, а денег хватает только на усыпление – убивают здоровых и больных. Это возмущает местных защитников животных.
– Усыпляют не всех, – говорит директор «Бытсервиса» Алексей Тютрюмов. – Многих животных забирают. К тому же после операции собаки кусаться не перестанут.
У защитников животных на этот счет свое мнение. Представитель «Геи» Галина Дмитриева считает, что собаки агрессивны только во время «свадеб», а после стерилизации проблема решится сама собой.
Выезжают по звонкам
«ДД» уже писала, что цена «собачьего» вопроса в этом году – 500 тысяч рублей. 50 тысяч потратили на организацию работы «Бытсервиса», в том числе на обустройство вольеров, на саму работу – 370 тысяч. За это время работники фирмы поймали на улицах 153 собаки. 23 пса, по информации «Бытсервиса», вернули хозяевам, четырех отдали общественникам, еще 57 животных передали для охраны предприятий. 38 собак погибли при отлове (правда, позже директор сказал, что собаки не погибли, их раздали дачникам).
Массовых отловов, по словам Алексея Тютрюмова, фирма давно не проводит.
– Выезжаем в основном по заявкам горожан, – говорит Алексей Владимирович. – Во вторник было три гневных звонка. Люди жалуются на агрессивных собак: из-за них не могут выйти из подъезда, боятся отпустить на прогулку детей. Больше всего звонков поступает с улиц Козлова, Северная, Строителей, из Старых Апатитов.
Сетями фирма Алексея Тютрюмова пыталась ловить животных, но это оказалось нелегко, поэтому начали использовать снотворное. Его специально привозят из Москвы.
– Для здоровых собак лекарство безобидно, – говорит директор.
Мало денег
Усыпление собаки стоит больше тысячи рублей. Стерилизация вдвое дороже. По словам заместителя главы администрации Ольги Савельевой, в следующем году из бюджета на решение «собачьей» проблемы снова выделят не больше 500 тысяч.
– Мне понятно беспокойство «Геи», – говорит Ольга Алексеевна. – Они хотят, чтобы в городе был питомник для собак. Мы просчитали возможные расходы. Если содержать бездомных животных на базе питомника вневедомственной охраны, это обойдется городу в 16 млн рублей в год. Где взять такие деньги? В бюджете их нет. Я сама люблю животных, но задача местной власти – в первую очередь защищать людей.
На следующей неделе «собачий» вопрос будут обсуждать на сессии городского Совета. Вряд ли защитники животных найдут общий язык с защитниками людей. И все же многие признают, что решение проблемы все-таки сдвинулось с мертвой точки.
– На основании закона в городе появились правила содержания и выгула домашних животных, – говорит начальник ветстанции Елена Халявина. – Больше людей регистрирует животных. Меньше стало «условно бродячих» собак, которых одних выпускают на прогулку.
Хозяйка Тихона признает свою вину: нельзя было отпускать собаку одну. Теперь пес всегда выходит во двор на поводке и в наморднике. Единственная оплошность принесла этой семье столько переживаний.
Ольга Герчина