Из-за конфликта с учителем ребёнок совершил попытку суицида. Повздорил со сверстниками, так что пришлось сменить школу. Оказался жертвой насилия. О подобных историях всё чаще говорят с телевизионных экранов, пишут в прессе. За прошлый год в России было зарегистрировано около 40 тысяч случаев жестокого обращения с детьми. Именно потому, что нарушения прав детей участились, во многих регионах страны создаются институты уполномоченных по правам ребёнка. Мурманская область – не исключение. В феврале на государственную должность уполномоченного был назначен
Борис Коган. За семь месяцев работы им было решено около ста проблем детей по обращениям жителей области. С сентября Борис Семёнович начал искать союзников в городах региона. На сегодня к совместной работе привлечено около двухсот человек. Все они будут работать на общественных началах. Список заинтересованных людей должен только увеличиваться, потому что пока охвачены не все населённые пункты области.
Общественные защитники
26 сентября
Борис Коган встретился с представителями апатитских школ и детских садов. Родители, социальные педагоги, инспекторы по охране детства, воспитатели и психологи откликнулись на призыв Бориса Семёновича о создании института уполномоченного по правам ребёнка. Институт должен существовать на общественных началах, на встречу пришли энтузиасты и настоящие борцы за справедливость.
– Я пойму, если вы, подумав, скажете: «Это не по мне», – обратился Борис Семёнович к присутствующим. – Но если, взявшись за работу, вы скажете, что никто не обращается за помощью, значит, мы действуем неправильно. Будете ли вы называться социальным педагогом или инспектором по охране детства, все вы – общественные защитники, и главное, чтобы реальная помощь от вас исходила.
Курировать работу общественных защитников будет руководитель отделения профилактики безнадзорности детей и подростков Центра обслуживания населения Майя Харькова. 26 сентября она была назначена общественным помощником уполномоченного по правам ребёнка в Мурманской области.
Помощь каждому
– Мы уже проводили подобную работу в городе, – говорит Майя Григорьевна, – но теперь помощь будет носить более узкую направленность. Мы будем разрешать конкретные прецеденты, помогать конкретным детям. Если раньше, скажем, конфликт между учеником и учителем или между учениками решался в стенах школы, то теперь общественный защитник, как лицо незаинтересованное, должен стать своеобразным «мостиком» между властью и личностью ребёнка. Общественный защитник наделяется рядом полномочий, в решении вопроса он может дойти даже до прокуратуры.
– В первую очередь необходимо, чтобы родители узнали, что в их саду или школе есть человек, который может помочь разобраться в затруднительных ситуациях, – говорит
Борис Коган. – Вопрос от родителей или ребёнка может быть принят как анонимно, так и напрямую (конфиденциальность гарантируется).
Первостепенной задачей общественного защитника и общественного помощника уполномоченного по правам ребёнка является предупреждение возникновения конфликта. Защитник должен донести информацию о правах родителей и детей. Он может побеседовать с учениками (с согласия родителей), посетить урок любого педагога (с согласия директора школы или заведующего садом). А если проблема находится вне компетенции защитника, то он обязан передать информацию в органы опеки.
Круг вопросов, по которым родители и ребёнок могут обращаться к защитнику, обширный: не понравилось школьное меню, не устраивает работа медкабинета, беспокоит перегруз в домашнем задании, а может, настораживает конфликт со сверстниками или учителем. По всем этим вопросам можно обращаться непосредственно к помощнику уполномоченного по правам детей Майе Харьковой по телефону 2-33-08, а также и к самому уполномоченному в Мурманской области Борису Когану по номеру (8152) 70-22-70. В таком режиме работы институт уполномоченного по правам детей сможет решать проблемы каждого ребёнка персонально