В Апатитах впервые покажут программу короткометражных фильмов «Скандинавские странности».
В пяти фильмах из программы международного кинофестиваля в Тромсё рассказаны реальные и вымышленные истории людей, которые ищут ответы на вечные вопросы. Чем сегодня живёт скандинавское кино, мы спросили у руководителя специальных проектов фестиваля Игоря Шайтанова. Он вместе с двумя норвежскими режиссёрами Тронд Квиг Андреассеном и Трульс Кране Мебю будет присутствовать на показах и отвечать на вопросы зрителей.
– Наш кинофестиваль, который проходит в Тромсё, в следующем году будет отмечать 25-летие. Он входит в пятёрку самых значимых культурных событий страны. А Тромсё, надо сказать, не больше Апатитов.
В России мы активно реализуем проекты уже 6-й год подряд, но в основном это были крупные города, конечно… Апатиты – наш первый опыт выхода в регион. И он нам кажется очень удачным! Короткометражное кино к вам в город приедет впервые, но мы были у вас с фильмом-концертом «Гвоздь в сапоге» в прошлом году, может, слышали?
– Конечно. Можно ли жителям района ждать фильма-концерта и в этом году?
– Турне по России запланировано на сентябрь, детали ещё обсуждаются. Но шансы, что мы приедем в Апатиты во вторую неделю сентября, довольно велики. В этом году мы сделали «Дом на Трубной» Б. Барнета, и получилось очень круто, мирового уровня показ!
– Какие картины вошли в программу показа «Скандинавские странности»?
– Блокбастеров в программе нет, но в этом, наверное, и ценность. Идея фестиваля в том, чтобы дать людям, живущим на Севере, возможность рассказывать свои реальные истории, делиться размышлениями. Всегда интересно узнать о людях, которые живут по соседству, а не о каких-то мистических трансформерах.
И нам почему-то кажется, что люди, живущие за 300 км от вас по ту сторону границы, думают и чувствуют примерно то же самое… Но, наверное, и особенности есть. А в отдельности каждый фильм о своём: любви, смерти, прощении, человечности и природе, ведь это то, что всех объединяет.
«Дисней» в Апатитах
– А вы сами пробовали себя в роли режиссёра или актёра?
– Я больше организатор, чем художник… Хотя вы спросили, и мне вспомнился момент моего общения с Эдуардом Пичугиным, создателем киносети «Кронверк Синема», сейчас он руководит «Ленфильмом».
Я тогда стал управляющим их первого регионального кинотеатра в Мурманске, и вот мы сидим, разговариваем, и в какой-то момент он произносит: «Господи, какой он руководитель, он же артист!»
Я играл музыку, принимал участие в мюзиклах, когда жил в России… Даже у вас в Апатитах несколько раз выступал. Был и киноопыт, например фильм, где я сыграл в эпизоде, показывали на фестивале «Северный характер» в Мурманске.
– Какие темы интересуют норвежских режиссёров?
– Сейчас много говорят о национальном кинематографе, но лично мне это не очень нравится. Да, есть французское кино, есть немецкое, финское и так далее, но мне кажется, несмотря на то, что режиссёры развиваются в своей культурной среде и являются её представителями, кино – это в большей степени отражение личности.
А всех людей, независимо от культуры и национальности, вероисповедания и пола, интересуют, по сути, одни и те же вещи. Просто, может быть, в разной степени.
– Какие тенденции вы можете выделить в современном кино в общем? Актуальна ли тема «маленького человека»?
– Мне кажется, самая актуальная – тема «сверхчеловека», например капитан Америка, Халк… Проблему неравенства в обществе, мне кажется, в Скандинавии пережили. Нет неравенства – и не о чем говорить… Но конечно, для некоторых обществ тема до сих пор актуальна. В фильмах, которые мы покажем, я этой линии не заметил.
На кино я смотрю больше как на индустрию, и лично мне приятно, что наряду с огромными производствами может существовать парень из деревеньки на Лофотенах, который рассказывает свою историю на равных правах с «Диснеем» где-нибудь в Апатитах в кинотеатре «Полярный»…