В ночь с 20 на 21 августа телефоны экстренных служб буквально взорвались от звонков жителей Старых Апатитов и прилегающих микрорайонов. Люди жаловались на резкий удушливый запах хлора, витающий в воздухе.
Когда съёмочная группа «ХибИнформБюро» отправилась на поиски источника запаха и оказалась в итоге у ворот очистных сооружений «Водоканала», мы на собственной шкуре убедились, что люди вовсе не преувеличивали. Едкая вонь разъедала глаза, было очень трудно дышать — воздух жёг слизистую оболочку рта и носа. В какой-то момент автору этих строк даже пришлось натянуть на голову заботливо прихваченный с собой противогаз. После этого — слегка полегчало, а затем удушливое облако развеял налетевший ветерок.
Проходная очистных сооружений, помимо едкого газа, встретило нас гробовой тишиной. На территории предприятия, казалось, никого не было — лишь у закрытых ворот в оцеплении находился полицейский патруль. На крики, свист и включённую громкоговорящую установку полицейского УАЗа никто не отозвался. В какой-то момент я, признаюсь честно, даже подумал, что вся дежурная смена «Водоканала» уже мертва.
Появление дежурного оператора, всё-таки случившееся после нескольких минут ожидания, не внесло ни ясности, ни спокойствия, ни душевного умиротворения. Женщина, явно выглядевшая шокированной, с ходу сообщила нам, что на «Водоканале»… разгерметизировалась бочка с хлором!
Пока мы с полицейскими переваривали услышанное, к месту происшествия подтянулись сотрудники городской спасательной службы, а чуть позже — заместитель директора «Водоканала» Олег Чертков. Господин Чертков, оказавшись на территории предприятия, с ходу распорядился закрыть за ним ворота и больше никого внутрь не пускать. Правда, через несколько минут (насколько я могу судить — после звонка главы администрации Апатитов
Николая Бовы, которого я не преминул «обрадовать» по телефону относительно якобы прохудившейся, со слов оператора, ёмкости с хлором) сменил гнев на милость и любезно пригласил всех присутствующих пройти в хлораторную.
Хлораторная, по словам Олега Черткова, давным-давно не используется, так как «Водоканал» перешёл на альтернативные методы очистки без применения хлора (мы, собственно, об этом писали). Случившееся он объяснил… излишним усердием при дезинфекции городских сетей посредством гипохлорита натрия.
Пробы воды на выходе с со станции УФО-очистки действительно взяли (в их результатах, собственно, никто и не сомневался). На улице Олег Чертков ещё раз повторил, что гипохлорит натрия совершенно безопасен, и даже сравнил его с бытовым средством «Белизна». Но на вполне логичный вопрос автора этих строк — почему на анализ берут пробы воды, если ядовитое облако совершенно очевидно распространилось в воздухе? — ответить так и не смог.
Руководитель спасательной службы
Николай Пологаев, впрочем, заверил «ХибИнформБюро», что пробы воздуха обязательно возьмут.
О результатах исследования воздуха, видимо, узнаем уже утром. Что касается собственных личных ощущений автора этих строк, то сейчас, спустя час после отъезда из места выброса, довольно ощутимо жжёт кожу лица, а также чувствуется некий дискомфорт в дыхательных путях. Но мы, повторюсь, находились непосредственно в центре ядовитого облака и пробыли там довольно долго. У жителей Старых Апатитов, до которых газ дошёл уже в сильно «разбавленном» состоянии, надеюсь, нет даже таких (подчеркну, довольно лёгких) неприятных ощущений.