Помните фильм 70-х “Москва – Кассиопея” про гениальных школьников и талантливых ученых, которые работали вместе над космическими проблемами? Это кино сразу вспомнилось мне, когда я слушала о “Школе Сколково”…
Грандиозный конкурс
Повод для встречи с журналистами у ученых был радостным: Кольский филиал Петрозаводского государственного университета вошел в число победителей первого этапа конкурса концепций по созданию “Школы Сколково”. Организовали конкурс Фонд развития новых технологий “Сколково”, Министерство образования и науки РФ и компания “Майкрософт”.
Участников конкурса было более двухсот, осталось 33, включая Кольский филиал ПетрГУ. Победителями станут десять проектов, которые получат финансовую поддержку и будут реализованы. Рабочая группа Кольского филиала готовится ко второму этапу конкурса, его результаты станут известны 25 декабря. Если проект КФ ПетрГУ победит, то одна из апатитских школ станет так называемой “Школой Сколково”…
Что это такое?
“А что такое, это Сколково?” – спросили меня коллеги. А Сколково – это, между прочим, “Инновационный центр, российская “Кремниевая долина” – строящийся современный научно-технологический комплекс по разработке и коммерциализации новых технологий. В комплексе будут обеспечены особые экономические условия для компаний, работающих в приоритетных отраслях модернизации экономики России: телекоммуникации и космос, медицинская техника, энергоэффективность, информационные технологии, а также ядерные технологии” – так об этом пишет Википедия.
Проект по созданию инновационного города в подмосковном Сколково начался с заявления Президента РФ о планах создания в России ультрасовременного научно-технологического комплекса по разработке и коммерциализации новых технологий.
С самого начала проект был государственным, и выбор места сделали на правительственном уровне. Решено было строить инноград в подмосковном Сколково, чтобы никакого старого наследия. И как писала “Независимая газета”: “…Проблема только в том, что заново построить, безусловно, можно, а вот найти на новое место “людей без прошлого” вряд ли возможно. Да и зарубежный опыт свидетельствует о том же. Американские эксперты утверждают, что “построить” Кремниевую долину нельзя, а можно только пытаться создавать условия, в которых она сама возникнет. Ведь и в самих США опыт создания Кремниевой долины не удалось широко тиражировать”.
И действительно, Кремниевая долина началась еще в 1909 году с разработки первой радиостанции США и продолжилась после второй мировой Стэнфордским индустриальным парком, возникшим на базе университета… Но то – у них, а у нас, в России, все начнется буквально с чистого листа, то есть в чистом подмосковном поле.
Про школу счастья
На встрече в Апатитах члены рабочей группы КФ ПетрГУ поделились с нами своим видением будущей школы. Вот несколько цитат:
- Ключевым моментом будет индивидуализация образования, отсутствие педагогических тупиков, максимальное развитие всех талантов ребенка, развитие технологической инновационности и творческих способностей, креативности мышления. Надо будет отойти от урочной системы, чтобы ребенок сам брал необходимые знания…
- Это будет целый образовательный комплекс, который сможет охватить детей от рождения до 18 лет, от яслей до старшей школы…
- Если наш проект выиграет и будут деньги, то главная проблема – в людях, в персонале. Все должно быть по-новому, система наставничества, кураторства. Понадобится ломка стереотипов. Здесь должен быть психологический комфорт, школа счастья…
- Север имеет свою специфику, и мы имеем одно из самых сильных условий: здесь есть научный комплекс, объединение “Апатит”. Тут могут сомкнуться общие интересы…
- Принцип “Школы Сколково” – индивидуальная траектория обучения, но мы будем ориентировать учеников на жизнь в нашем регионе…
“В жизни должно быть что-то позитивное, проект для нас – творчество”, – сказал в конце встречи заместитель директора по учебной работе КФ ПетрГУ Евгений Вайнштейн. Его молодые коллеги подхватили: “Мы молоды, и нам хочется что-то сделать для города и области”.
Вопросы без ответов
Итак, допустим, что школа с индивидуальной траекторией обучения без педагогических тупиков в Апатитах будет. Будут деньги, оборудование и даже дети, которые в эту школу придут. Но остается самый главный вопрос: а откуда придут педагоги?
Может быть, из институтов? Например, такие, как Инна, четверокурсница педвуза, которая прошла недавно первую в жизни практику в школе.
- В нашей группе всего восемь студенток, трое из них точно хотят работать в школе и уже работают – в лицее. С дисциплиной там получше, чем в обычной школе, так как есть отбор учеников. В обычной школе гораздо труднее поддерживать дисциплину…
Моя практика была замечательной. Но современные дети настолько отличаются от тех, что были раньше, даже от нашего поколения, что справиться с ними молодому педагогу практически невозможно. Они не уважают ни старших, ни младших, ни родителей, ни учителей. Если учитель строг с детьми, они еще как-то его слушаются, если же нет – в классе царит хаос. К молодым преподавателям, от 20 лет и чуть старше, дети относятся несерьезно и неуважительно.
Теория, которую мы в течение четырех лет изучаем, радикально отличается от преподавания в школе. В ней самое замечательное – это педагогический коллектив и дети, а все остальное в современном образовании давно испортила власть своими неадаптированными и глупыми школьными программами и требованиями от детей и учителей. Дети теперь уже не учатся, как раньше. Теперь они гонятся за рейтингом, борются за славу и трудятся не ради интереса и знаний, а ради того, чтобы их просто оставили в покое и не дергали ни родители, ни учителя.
Очень хотелось бы, чтобы современная система образования приблизилась к той, по которой учились еще наши родители. Они не получали такой объем информации, который сейчас получают современные школьники, однако они были умны, добросовестны и трудолюбивы. Современная система образования пытается сделать из детей роботов с неограниченной памятью и возможностями. Но дети остаются детьми, и нужно помнить о том, что добросовестность и трудолюбие – главные приоритеты образования.
Желаем успехов!
К новости о проекте “Школа Сколкова” в Интернете появились отзывы, их общий смысл: опять будут “пилить” федеральные деньги. Но вдруг на самом деле творческая теория действительно найдет практическое применение? И в Апатитах возникнет супер-оранжерея для талантливых, да что там – гениальных! – подростков, которые и определят будущее огромной страны на десятилетия вперед?..
Говорят, что циник – это разочарованный романтик. И все же так не хочется терять надежду, что хоть что-то из светлого будущего Апатитов (да-да, того самого города, который так и не стал ни Наукоградом, ни туристической меккой, ни генератором бизнес-идей в бизнес-инкубаторе) все-таки станет реальностью