Я стреляю. Меткость, конечно, уже не та, но ладонь помнит тяжесть цевья, приклад привычно упирается в плечо, и все так же после стрельбы побаливает левая рука. Да и запах в тире все тот же, запах пороха, хотя теперь здесь только пневматика.
О школе
О школе здесь напоминает многое. Здесь проходили и проходят военно-спортивные игры. Здесь когда-то мы сами отрабатывали строевую ходьбу и подчинялись команде "Газы!". До сих пор здесь у стены стоит стенд "Хорош в строю – силен в бою", где в слове "Зарница" кто-то (да мы же, наверное!) исправил букву "р" на "д"...
И первый, кого я здесь встречаю, – мой бывший одноклассник Леша Олишевец. Он пришел сюда с восьмилетним сыном Сашей. Саша – стрелок заядлый, стреляет из винтовки с оптическим прицелом и, по словам папы, зовет в тир с самого утра. Сейчас каникулы, куда с детьми ходить? В кино и в тир! "А чего сам не стреляешь?" – спрашиваем Лешу. Не люблю, отвечает, а Саша добавляет, что "папа иногда стреляет и иногда попадает". Тут папа взял винтовку и отчего-то сразу попал. А еще, сказал Саша, если хорошо стрелять, можно получить чупа-чупс. Он уже получал однажды...
В тир заходят три молодых человека. Стреляют по очереди и неплохо. Появляются бабушка с внуком, парень с девушкой. Парень – левша и держит винтовку совсем иначе! А девушка стрелять отказывается, хотя, по словам работника тира Надежды Козловой, женщины обычно стреляют лучше мужчин.
Надежда Михайловна показывает, как надо стрелять, если кто не знает. И винтовки она пристреливает. Меткость у нее отменная: "Я сама училась в этой школе, у нас военрук был замечательный!"
Отдых для всей семьи
Хозяин тира Сергей Роговский говорит, что тир – его хобби. Ему хотелось что-то сделать хорошее и приятное, куда люди могли бы приходить всей семьей. Он считает стрельбу в тире свободным временем, проведенным с пользой.
Сергей Михайлович предложил директору второй школы оборудовать тир, взял помещение в аренду, все согласовал. Вместе с друзьями привел в порядок помещение, сделал стойку, стеллаж с мишенями. Нашел ребят, которые нарисовали граффити на школьной стене рядом со входом.
– А Вы сами тут стреляете? – спрашиваю.
– Поначалу стрелял, не мог настреляться. А сейчас только оружие пристреливаю. Вообще я не охотник, животных люблю. Могу только по бутылкам пострелять.
– Сергей Михайлович, а кто, по Вашим наблюдениям, лучшие стрелки?
– Хорошо стреляют те, кто из армии вернулся. А еще – школьники, вот у нас результаты стрельбы висят – у пятиклашек отличные. Да я и сам, помню, в седьмом классе по городу первое место занял – книжку дали "Наш край". А бывает, студент берет винтовку и приклад под мышку сует...
Что тут есть?
Прежде, чем открыть тир, Сергей Михайлович поездил, посмотрел, где и как все устроено. Он говорит, что в Кандалакше нет тира – оттуда приезжают к нему пострелять. В Кировске тир совсем маленький, в Мурманске два семиметровых. Так что, получается, у нас пока самый большой – 10 метров до мишени, ведь чем дальше, тем интереснее!
Оружие Сергей Михайлович покупал в Мурманске: три винтовки, винтовка с оптическим прицелом, пистолет. К новому году он планирует четвертую винтовку приобрести.
Мишень здесь стоит два рубля, но можно стрелять и по банкам, и по резиновым игрушкам, и даже по папиросам (если вредный начальник – можно фото приносить, говорит Роговский). Выстрел из винтовки – два рубля, но если заплатишь сразу за десять выстрелов, за каждый удачный еще пульку бесплатно получишь. За 13 выстрелов из пистолета нужно заплатить 50 рублей.
Вредный гном
...И вот я прицеливаюсь уже десятый раз. Две банки сбила, две игрушки, но вот резиновый гном никак не поддается. Кладу винтовку и спрашиваю напоследок:
– Скажите, а правда, что меткость от тренировок зависит?
– Да, так и есть, – говорит Сергей Михайлович.
А моя коллега Света (разрядница по стрельбе, между прочим) злорадно шепчет: "Вот когда зарплату здесь просадишь, станешь меткой, как Виниту!"
Наталья Чернова, фото Светланы Наглис.