На выезде из Кировска, справа от дороги, обозначились контуры будущего здания. Это Центральный тепловой пункт (ЦТП).
– Установлены металлические конструкции, заканчиваем настил крыши. На площадку завезены стеновые панели, приступаем к их монтажу. Но ещё много работы внутри здания, видите, фундамент открыт. На следующей неделе займёмся кирпичной кладкой, – рассказывает прораб питерской строительной организации «ЛенРемСтрой» Владимир Иванов.
Все работы, что он перечислил, предстоит выполнить в течение марта. Как сообщил генеральный директор ОАО «Хибинская тепловая компания» Георгий Самофалов, с апреля начнётся активный монтаж оборудования ЦТП, оно уже закуплено и дожидается на складе. Одновременно проводится реконструкция здания насосной № 7 на улице Солнечной.
Туда будет заведена одна ветка от ЦТП, а вторая – в насосную № 3а, что возле роддома, её предстоит заново отстроить и начинить новым оборудованием. А уже от этих двух насосных разводка тепла пойдёт по городу.
Под рентгеном
Работа кипит не только на здании ЦТП, но и непосредственно на теплотрассе. Три длинные блестящие серебристые трубы диаметром 700 мм напоминают змей из какого-то голливудского фильма. Если сложить их в линию, то получится одна гигантская рептилия длиной 43 километра. В некоторых местах трубы поднимаются мощными петлями, делая повороты под 90 градусов. Как строителям-монтажникам удаётся так точно выводить углы?
– У нас очень серьёзный отбор специалистов, – говорит мас тер подрядной организации из Петербурга «РегионГазЭнергоСтрой» Сергей Черноусов.
– Люди на объекте со всей России. Например, приезжает сварщик, и, прежде чем отправить его на трассу, ему дают задание на базе заварить допускной стык. Не справился – до свидания. Такой отбор продиктован очень высокими требованиями к качеству сварного шва.
– Они жёстче, чем на газовых трубопроводах, – подтверждают мурманские сварщики, работающие в «РегионГазЭнергоСтрое», – потому что тут температура и давление будут выше.
Они рассказали, что каждый сварщик, закончив сварку стыка, ставит на трубе номер стыка и своё именное клеймо. Только так швы становятся не обезличенными, а именными, и в этом ответственность конкретного человека за конкретную работу. Потом эти швы проверяют ультразвуком, просвечивают рентгеном. В общем, халтура не пройдёт.
Держит тепло
Для людей, работающих на стройке, кировский объект далеко не первый. Где они только не побывали, а значит, привычны к разным условиям работы. Но нынешняя зима задала им жару. Казалось бы, март на дворе, а до сих пор каждый метр трубопровода даётся через кубометры снега.
Это сказались обильные январские снегопады. А потом ударили февральские и мартовские морозы. Сварщиков спасала палатка-тепляк, которую положено по нормам строительства ставить при температуре ниже минус десяти и при снегопаде.
Не на пользу морозы и бетонным работам. Несколько фундаментов под трубы пока не сделаны на подходе к Кировску, ещё несколько – возле АТЭЦ. При общем количестве 1 068 их всего ничего, но всё же есть. В целом уже вырисовывается завершённость картины.
Во всяком случае, много целиком смонтированных участков трубопровода. Общий объём работ на теплотрассе выполнен на 65,8 %. Зато при этой незавершённости есть возможность увидеть изоляцию труб, которая должна предотвратить потери тепла, и, кажется, кировчанам тут волноваться нечего.
– В прошлом году трубы с такой же теплоизоляцией были проложены на участке теплотрассы, что идёт от кировской котельной на Расвумчоррский рудник возле озера Большой Вудъявр, – говорит Георгий Самофалов. – Они сейчас засыпаны снегом, и он не тает…