Страсти-мордасти
Вокруг апатитского скалодрома, расположенного в здании Дворца спорта ФСК «Атлет», в последние дни бушуют страсти: скалолазная общественность недовольна решением руководства Администрации города о его демонтаже по мотивам безопасности.
Я ни в коем случае не собираюсь подвергнуть сомнению это решение руководства или как-то его комментировать, поскольку это было бы нарушением норм служебной этики. Все это время я не отвечал на просьбы представителей СМИ прокомментировать события, я также не собираюсь этого делать ни сейчас, ни даже после завершения своей карьеры в Администрации города Апатиты, что произойдет 30 апреля текущего года.
Повторяю, как бы лично я ни относился к этому решению, я обязан его принять, не подвергая сомнению и не вдаваясь в публичные комментарии. Тем более, и в этом я глубоко убежден, если в безопасности объекта возникли обоснованные сомнения, адекватные меры должны быть предприняты неукоснительно.
Но поскольку именно я, будучи директором Муниципального предприятия ГФСК «Атлет», организовал в 1996 – 1999 годах монтаж тренажера для скалолазания во Дворце спорта, то мое сообщение, я надеюсь, прояснит некоторые моменты и в определенной степени успокоит общественность. Именно в этом заключается цель моей информации.
Как это было или Миф № 1 – о халтурном способе изготовления стенда
Итак, по порядку.
1. Монтаж скалолазного стенда во Дворце спорта ФСК «Атлет» выполнен в соответствии с проектом, разработанным специалистами апатитского Гражданпроекта в 1996 году. Информация о якобы отсутствии проекта не соответствует действительности. Проект выполнен на основе предварительно выполненных специальных расчетов общей деформативности и прочности конструкций, осуществленных в 1994 году одним из конструкторских бюро г. Санкт-Петербурга. Установлено, что несущая способность колонн каркаса здания Дворца спорта многократно превышает нагрузки, создаваемые стендом.
2. Куратором проекта и главным непосредственным исполнителем монтажа стенда был Юрий Викторович Смирнов из г. Санкт-Петербурга – монтажник-высотник, выпускник престижного питерского электротехнического ВУЗа (ЛЭТИ) и курсов повышения квалификации инженерно-строительного института (ЛИСИ), электро- и газосварщик высшей квалификации (можно без преувеличения сказать – «специалист от Бога»), мастер спорта по альпинизму, в те годы – вице-президент Федерации скалолазания России, руководитель Коллегии судей ФСР, судья международной категории. В 90-х годах он работал в должности главного инженера известнейшей на северо-западе фирмы «Ладога», специализирующейся на промышленном альпинизме: монтаже разного рода решетчатых конструкций, вышек связи, а также на выполнении уникальных монтажных работ на высоте.
Одной из таких уникальных работ, выполненных «Ладогой» в те годы, был монтаж в марте 1995 года куполов Свято-Вознесенского кафедрального собора в г. Мончегорске: два купола общим весом в 12 тонн были установлены с вертолета, а на крюке башенного крана для корректировки его посадки на здание сложнейшую работу выполнил Юрий Викторович. Тогда о нем много писала и местная, и областная пресса.
А еще в его послужном списке такие уникальные операции как монтаж 16-тонного колокола Валаамского монастыря, трех главных колоколов на Исаакиевском соборе в Санкт-Петербурге. Список можно продолжить…
К моменту начала монтажа скального тренажера в Апатитах Ю.В. Смирновым было построено 18 аналогичных объектов в разных городах России и один – во Франции. Все – в существующих зданиях. Наш стенд был у него двадцатым. Ни один из них не развалился.
3. Все годы (а это конец 90-х, в стране – разруха!) монтаж стенда производился при постоянной поддержке руководства города, Правительства Мурманской области и, конечно, многих городских предприятий и организаций. Помогали все, кто чем мог: металл, электроды, болты и гайки, фанера, электро-газосварщики и монтажники высшего разряда и т.д. Огромный объем работ выполнен непосредственно трудовым коллективом ФСК «Атлет».
На завершающей стадии очень выручил выигранный «Атлетом» областной грант, небольшие средства были выделены и из бюджета города. Без преувеличения можно сказать, что скалолазный стенд в Апатитах возведен всем миром, методом «народной стройки». В те годы это никого не удивляло: по-другому ничего серьезного сделать было невозможно, тем более – в сфере спорта. К слову сказать, несколькими годами позже таким же методом была смонтирована на железобетонных опорах и ныне действующая освещенная лыжная трасса.
Все вышесказанное должно убедить сомневающихся в том что скальный тренажер в «Атлете» не слеплен кое-как из чего попало халтурщиками с улицы, а сделан от самого начала – с этапа расчета нагрузок и проектирования, и до конца – последнего сварочного шва и крепежного болта, – профессионально, специалистами высочайшей квалификации, со знанием дела, с высокой степенью надежности и обеспечением всех требований безопасной эксплуатации.
У меня нет сомнений в высоком запасе прочности тренажера и в отсутствии угрозы безопасности занимающихся при его эксплуатации. Убежден, что скалолазы и в настоящее время могут спокойно продолжать заниматься на стенде, ни минуты не сомневаясь в надежности его конструкции.
Трещины в перегородках или Миф № 2 – об угрозе несущим способностям здания
Для того чтобы развеять миф об угрозе несущим конструкциям здания, достаточно привести несколько цитат из Акта осмотра его специальной комиссией.
Из констатирующей части:
- «… капитальных ремонтов за время эксплуатации не производилось».
- «Конструкции каркаса здания находятся в нормативном или работоспособном техническом состоянии».
- «Кирпичные стены 2-го этажа в основном находятся в нормативном или работоспособном техническом состоянии. В местах примыкания кирпичных стен к колоннам имеются трещины…».
Решение комиссии:
- «…Здание спортивного комплекса находится в основном в нормативном техническом состоянии… перегородки в инвентарной и радиоузле имеют ограниченно работоспособное состояние… ограничений в работе спортивного комплекса устанавливать не требуется».
Рекомендации комиссии:
- «Выполнить обследование конструкций здания».
- «Выполнить мероприятия, обеспечивающие устройство зазоров (деформационных швов) между конструкциями каркаса здания и перегородками…».
- «Заменить конструкцию скалодрома с ограничением или отсутствием передачи нагрузок от скалодрома на конструкции каркаса здания».
Эти выводы и рекомендации комиссии должны успокоить вторую категорию сомневающихся, «обнаруживших» трещины в несущих стенах и колоннах – эти опасения не имеют оснований по причине отсутствия таких трещин. Это значит, что все, кто пользуется услугами Дворца спорта ФСК «Атлет», могут не сомневаться, что их жизни и здоровью во время нахождения на объекте ничего не угрожает.
И этот вывод подтверждает еще одно немаловажное обстоятельство: уже дважды, в 2012-м и 2015-м годах Дворец спорта проходил сертификацию – установленную законодательством специальную процедуру испытаний и инспекционного обследования проверки технического состояния и соответствия требованиям безопасности по ГОСТ Р 55529-2013, и на основании полученного сертификата соответствия он уже вторично включается во Всероссийский реестр объектов спорта, в котором по ссылке
http://www.sport-register.ru/Registry/tabid/5....aspx в перечне видов спорта, разрешенных во Дворце спорта, можно увидеть и скалолазание. Войти в этот перечень «с кондачка», без тщательной проверки соответствия требованиям безопасности, невозможно.
Что же касается трещин между перегородками и каркасом, то надо заметить, что их было достаточно еще до начала монтажа стенда. Возможно, они тогда появились в результате усадки здания.
Ну а после 27 лет эксплуатации они наблюдаются во всех местах, в том числе и в далеких от стенда частях здания, – везде, где не проводились ремонтные работы. Не случайно комиссия отметила, что капремонты в здании за все время эксплуатации не проводились, а свой вывод относительно возможного влияния скалодрома на каркас формулирует не категорично (это можно будет сделать, проведя специальную экспертизу на основании результатов инструментальных исследований), а достаточно осторожно: «Наиболее вероятной причиной появления трещин в перегородках является воздействие колонн каркаса, вызванное использованием скалодрома».
Выводы
Основываясь на рекомендациях комиссии, становятся очевидными окончательные выводы о необходимости:
1. Инструментального обследования конструкций здания.
2. Устройства деформационных швов в местах примыкания перегородок к конструкциям каркаса.
3. Замены скального тренажера.
Последнее необходимо еще и потому, что наш стенд за 20 лет сильно устарел, и «косметическими средствами» в современное состояние его уже не привести.
Первое и третье мероприятия содержатся в проекте технического задания («того самого», на 7,5 млн. руб.) московской фирмы «Вектор-Вита», специализирующейся на монтаже такого рода конструкций.
Новый тренажер существенно меньше по площади и значительно легче существующего уже потому, что его вынос (нависание) уменьшается в два раза: с 7 метров до 3,5. Задача упрощается еще и тем, что этот тренажер приобретается практически в готовом виде, доставляется модулями и монтируется на месте в короткие сроки. Его поверхность изготавливается из современных материалов и окрашивается в яркие цвета. В новом исполнении он будет пестрым, привлекательным и радовать глаз.
Послесловие
Насколько быстро можно заменить скалодром – увы, это вопрос денег. Однако очевидно, что для сохранения скалолазания как вида спорта период времени между демонтажем существующего и монтажом нового стенда должен быть не слишком большим.
Перенос стенда в любой другой спортзал смысла не имеет, поскольку второго зала высотой 11 метров в городе нет. А тренировать скалолазов на стенде высотой 5 – 6 метров все равно, что пловцам тренироваться в «лягушатнике», лыжникам бегать по кольцу стадиона, фигуристам и хоккеистам оттачивать мастерство на замерзшем пруду и т.п. Спортивных результатов и конкурентоспособных спортсменов на таких сооружениях не вырастить.
Сегодня же Федерация скалолазания, общественная организация, имеет «портфолио» на зависть любой спортивной школе: два мастера спорта (в разное время – членов сборной команды России), около тридцати кандидатов в мастера, десятки спортсменов массовых разрядов, богатый (10 лет) опыт проведения Всероссийских соревнований (из них 8 лет они входили в официальную программу Праздника Севера), а также международных – Кубка Европы (2001 год), массовых физкультурных мероприятий («Скалолазание для всех»), наконец – опыт работы с людьми с ограниченными возможностями здоровья. «Второе дыхание» скалолазы обрели в прошлом году, когда решением МОК этот вид спорта был включен в официальную программу Олимпиады–2020 в Токио.
Очевидно, что если наши спортсмены будут лишены возможности тренироваться на высоком стенде, то и о высоких достижениях в этом виде спорта можно будет забыть навсегда.
Наш город богат своей пестрой спортивной палитрой. Скалолазание в этой палитре как явление необычное давно стало одной из его визитных карточек, аналогичных натурбану в Кандалакше, горным лыжам в Кировске.
При этом скалолазание являет собой не только брэнд, но и обеспечивает существенную материальную выгоду «Атлету»: только за два последних мероприятия по скалолазанию областной Центр спортивной подготовки заплатил ему 94 тыс. руб., а ежемесячные платежи спортсменов за использование спортзала для тренировок составляют 60 тыс. руб.
Потерять такой перспективный вид спорта, тренерский опыт, свести на нет достижения спортсменов – для нашего города это непозволительная роскошь, не сопоставимая с «ценой вопроса».
Задача выхода из этой острой ситуации непростая, но решаемая, хотя и не так быстро, как хотелось бы.
P.S. Урок истории
Похожая ситуация возникала в 2008 году, когда на чаше плавательного бассейна ФСК «Атлет» появились многочисленные тонкие трещины. Мы немедленно пригласили экспертов, после визуального осмотра был составлен акт с рекомендациями и оценкой степени риска и возможности продолжения эксплуатации.
Следуя этим рекомендациям мы все трещины залепили маяками, организовали за ними ежедневное наблюдение с записью в специальном журнале. Далее заключили договор со специализированной фирмой, которая в течение нескольких месяцев выполнила инструментальные замеры, представила подробный отчет и заключение.
На основании этого заключения был составлен проект усиления чаши специальными металлоконструкциями. Эту работу ювелирно выполнил «Металлургпрокатмонтаж», и таким образом проблема за два года была решена – методично, без паники, с пониманием степени риска, по-умному, под неусыпным контролем надзорных органов.
И тогда сложнее всего было добыть деньги, но и с этой задачей удалось справиться: 8 млн. руб. на все работы были выделены за два года из областного и городского бюджетов. Бассейн не останавливался ни на день, кроме летнего периода.