Понедельник, 10 апреля, около 19 часов
Семь человек, любители фрирайда (катание по диким горным склонам) из Санкт-Петербурга, целый день провели на горе. Погода была хорошая, солнечная. Они долго катались на разных склонах – их группу запомнили сотрудники двух горнолыжных комплексов. У ребят были с собой лопаты, рация, и они производили впечатление людей бывалых и опытных. Как выяснилось позже, некоторые из этой компании действительно катались в Хибинах уже шесть-семь лет и неплохо знали местные условия.
Под вечер решили спуститься по северному, дикому, склону горы Айкуайвенчорр, чтобы быстрей доехать до дома на 23-м километре, где ребята жили на базе МГУ. Группа поднялась на кресельном подъемнике и пошла пешком по вершине Айкуайвенчорра. Дойдя до места, стали спускаться по очереди, практически друг за другом.
Все произошло очень быстро и, как всегда, неожиданно. Подрезанная сноубордистами снежная масса понеслась вниз. Три человека, два парня и девушка, успели отъехать в сторону. Стоявший ниже Николай Купцов в тот момент фотографировал, как спускаются приятели. Ян Юхневич еще был наверху. Это его лавина вынесет в самом низу склона на поверхность, и ему повезет – он жив. Ольга Минкевич, Алексей Мамонтов и Николай Купцов исчезнут под огромным слоем снега.
– В первую минуту мы услышали слабый треск и поняли, что это лавина, – говорит Андрей, который отъехал на доске в сторону. – Потом все произошло мгновенно, и я увидел внизу Яна. Больше никого. На поверхности оказалась лишь голова Яна, все тело его было сковано плотным слоем снега. На ногах – сноуборд.
Ребята бросились откапывать друга и позвонили в службу спасения.
– Звонок поступил в 19.15. Оперативная группа тут же выехала на место происшествия, – рассказывает начальник Мурманского поисково-спасательного отряда Юрий Надеждин. – Уже через десять минут мы приступили к работе. Мужчина был в нижней части лавины, его быстро откопали. Ольгу Минкевич нашли через полчаса по звуку биппера (специальный радиомаяк). Она лежала под трехметровой толщей снега и была без признаков жизни.
Врач службы спасения делал девушке искусственную вентиляцию легких, но все оказалось бесполезно.
Вероятнее всего, Ольга погибла от асфиксии (удушья). Яна доставили в городскую больницу, где первые сутки он провел в отделении реанимации, а потом перевели в травматологию. По словам медиков, состояние 30-летнего пострадавшего – средней тяжести, есть обморожение, сдавление грудной клетки и травма позвонка.
Поиск еще двух сноубордистов в первый день продолжался до четырех утра. Еще оставалась надежда, что они живы. Увы, именно у них из всей группы не было бипперов, их мобильные телефоны не отвечали.
Спасатели вызвали из Мурманска кинолога с собакой. Но собака, больше обученная на поиск наркотиков, не учуяла человека под снегом.
Ночью ратраком по старой узкоколейке пришлось расчищать дорогу к месту происшествия, чтобы подвозить оборудование, технику и людей.
Вторник, 11 апреля
Работу на склоне начали с рассветом. В городской администрации создан штаб, который занимался организационными вопросами. Кроме спасателей и специалистов цеха лавинной безопасности, с утра к поиску подключились сотрудники спецназа таможенной службы, общественники. Позже – из ГОВД и военизированного горно-спасательного отряда. Всего более сорока человек.
Площадь сошедшей лавины разбили на секторы, поднимались постепенно вверх. И, стоя плотным рядом, протыкали снег щупами через каждые тридцать сантиметров. Снег – очень мокрый, тяжелый и плотный, как бетон, кое-где до шести метров толщиной.
Осложняла работу и возможность схода еще одной лавины. Поэтому справа и слева поставили наблюдателей, которые следили за склоном.
По словам специалистов ЦЛБ, объем этой лавины составил около сорока тысяч кубических метров. Северный склон Айкуайвенчорра, а по терминологии сотрудников центра – седьмая воронка, считается очень лавиноопасным. Здесь часто сходят крупные лавины. А всего за понедельник на разных отрогах Хибин сошло 20 (!) больших лавин.
Уже было понятно, что парни, лежащие где-то под снегом, погибли. Найти их тела в тот день так и не удалось.
– Так все глупо получилось, – сказал Ян Юхневич, которого мы навестили в больнице. – Ведь многие из нас и не собирались в этом году ехать в Хибины, но поехали, и как все закончилось... Я третий сезон катался на сноуборде, а несколько наших – уже по семь лет.
– Как Вы себя чувствуете?
– Все болит, дышать тяжело, – признался Ян.
Рядом с кроватью мужчины сидели его друзья. На вопрос, зачем же они поехали по неухоженному, "дикому" склону, они ответили, что знали о погибшем здесь в январе сноубордисте, видели и предупреждающие таблички, но хотелось скорости, драйва, и снег там лежал чистый, нетронутый. И катались они раньше на этом склоне. К тому же, решили ребята, раз здесь сошла лавина, второй раз этого не случится...
Среда, 12 апреля
На помощь кировчанам приехали спасатели из Мурманска, Мончегорска и Кандалакши. Привезли на склон металлоискатель в надежде, что он поможет. Не помог.
С помощью ратрака стали снимать по краям схода лавины верхний слой снега. В вечеру приехали родные туристов, сотрудники МЧС из Санкт-Петербурга и кинологи с пятью специально обученными на поиск людей под снегом собаками. На случай, если собаки не помогут, доставили бомбоискатель. Работу закончили в половине одиннадцатого вечера. Опять безуспешно.
Четверг, 13 апреля
Четвертый день начался в девять часов утра. Оказалось, что накануне поисковые работы прекратили буквально в нескольких метрах от места, где находилось тело Алексея Мамонтова. С помощью щупа его нашли через час после начала работ.
По словам спасателей, голова погибшего парня находилась всего в 80 сантиметрах от поверхности снежной массы. Если бы у него был биппер, возможно, успели бы спасти, уверены они.
Получалось, что трое найденных под снегом сноубордистов лежали прямо по оси лавины. Спасатели приняли решение сосредоточить поиск щупами по центру снежного массива. Буквально через час один из щупов наткнулся на препятствие. Начали копать в этом месте.
Минут через пятнадцать от группы копавших донеслось: "Есть контакт!" Люди побросали щупы и побежали к месту, где, предположительно, находился последний погибший.
Копали не переставая. Периодически к яме подъезжал ратрак и сгребал глыбы снега. Еще через несколько минут к яме подвели собаку. Пес подал голос, и это подтвердило предположения спасателей: под снегом кто-то лежит. Люди продолжали копать...
Наконец показался сноуборд. Еще минут двадцать потратили на то, чтобы освободить тело Николая Купцова от снега. Он лежал на глубине примерно четырех метров, куртка была расстегнута, руки раскинуты в стороны...
Тело положили на ратрак и повезли к подножью горы.
Тем временем на склон поднялись отец и мать Алексея Мамонтова. Они положили к месту гибели сына букет алых роз и еще долго стояли там.
Жанна Яроцкая, Женя Гладин