Недавно, возвращаясь из Кировска в Апатиты, коллеги чуть не угодили в серьёзную аварию. На трассе сильно пуржило, видимость была серьёзно ограничена, поэтому их «Волга» шла на небольшой скорости. Скорее всего, именно это обстоятельство и помогло предотвратить ДТП: посередине дороги в лучах фар неожиданно возникла… «газель». Микроавтобус двигался без габаритных огней, и заметить его в метели было задачей практически непосильной. В последний момент водителю «Волги» удалось избежать столкновения. Но каково же было его (да и всех остальных, кто находился в салоне легковушки) удивление, когда выяснилось, что «газель» следовала по маршруту № 102, будучи при этом заполненной под завязку!
Здесь необходимо сделать небольшое уточнение. На скользкой дороге удар в «хвост» заднеприводного автомобиля с высоким кузовом и неустойчивой базой (а именно такими свойствами обладает коммерческая продукция ГАЗа) практически всегда приводит к потере управляемости, вращению машины вокруг своей оси, вылету на полосу встречного движения и, если по счастливому стечению обстоятельств на встречке никого нет, к опрокидыванию. Пассивной безопасностью, как известно, российские микроавтобусы не отличаются (всех сомневающихся отсылаю к результатам краш-теста «газели», проведённого журналом «За рулём»). А значит, водитель, выехавший на маршрут в метель с неработающими габаритными огнями, вёз у себя в салоне тринадцать весьма вероятных кандидатов в покойники. Он-то, естественно, не мог об этом не знать, а вот осознавали ли всю реальность подобного исхода сами пассажиры? Наверное, вряд ли. И уж тем более никто из клиентов не поинтересовался: а имеет ли, собственно, право это транспортное средство оказывать услуги по перевозке пассажиров? Вероятнее всего, ответ оказался бы отрицательным.
Вне закона
Какого-то единого федерального нормативного акта, регулирующего все аспекты пассажирских перевозок на территории страны, в России не существует. Этот вопрос – «головная боль» региональных властей. В Мурманской области, например, местный закон «Об организации транспортного обслуживания населения» был принят совсем недавно, летом 2009 года. До этого времени документы, регламентирующие действия перевозчиков, вроде бы существовали на бумаге, но фактически не работали. Владельцы «газелей», «фордов» и прочих коммерческих микроавтобусов выезжали на маршруты как хотели и когда хотели, никакого контроля за их деятельностью не велось. Областное управление ГИБДД периодически проводило спецоперацию «Автобус», но, во-первых, о её начале заранее объявляли во всех СМИ, что давало возможность недобросовестным предпринимателям просто «исчезнуть» с линии на время проверки, а во-вторых, никаких жёстких мер к нарушителям не применялось. Для сравнения: дорожная милиция Самары во время аналогичных рейдов получила право конфисковывать маршрутки, работающие без лицензии, если хозяина машины поймали на подобном правонарушении во второй раз. Такую возможность инспекторам ГИБДД дал местный закон, принятый губернской Думой. Как результат – количество «нелегалов» тут же снизилось. Во время последней спецоперации сотрудники милиции обнаружили в городе-миллионнике всего двенадцать «левых» микроавтобусов, в то время как в Кировско-Апатитском районе «нелегалов» гораздо больше.
По оценкам местных наблюдателей лицензии, дающие право работы на маршруте, имеются лишь у трети перевозчиков Кировска и Апатитов. Все остальные, хотя и зарегистрированы в качестве частных предпринимателей, трудятся нелегально. Добросовестных бизнесменов такое положение дел, кстати, тоже беспокоит: они неоднократно обращались в прокуратуру с просьбой запретить «нелегалам» выезд на линию. Но принять меры к нарушителям в прокуратуре так и не смогли. Возможно, по причине всё того же отсутствия до недавнего времени внятного закона Мурманской области о пассажирских перевозках.
Чем опасны «нелегалы»?
– Водители лицензированных микроавтобусов проходят ежедневный предрейсовый медосмотр, техническое состояние машин постоянно контролируется, – говорит начальник Апатитской автоколонны Николай Пашинский. – Кроме того, они пользуются услугами диспетчерской службы и соблюдают график движения. Это даёт гарантию того, что людям не придётся долго стоять на остановках в ожидании транспорта, когда основной пассажиропоток уже схлынул. Предприниматели без лицензии предпочитают в это время «отстаиваться», чтобы не ездить впустую с несколькими пассажирами в салоне.
«Нелегалам» интересно выходить на линию в часы пик, утром и вечером, когда народ массово едет на работу и с работы. В один из таких часов энтузиасты насчитали целых шестнадцать «газелей», отправившихся из Апатитов в Кировск, то есть через каждые три–четыре минуты. Плотно забитые маршрутки не только «уводят» клиентов у добросовестных перевозчиков, включая муниципальную автоколонну, но и создают аварийную ситуацию на дороге, ведь на первый план выходит задача пролететь по трассе как можно быстрее, чтобы по возможности успеть вернуться «на второй круг».
У многих до сих пор на слуху ЧП, случившееся около полутора лет назад по дороге из Апатитов в Мурманск. «Форд-транзит» предпринимателя, не имеющего лицензии на междугородние перевозки, «потерял» на трассе переднее колесо. Находившихся в салоне людей спасло только мастерство водителя, сумевшего ювелирно притереть к обочине машину на трёх колёсах. Владелец микроавтобуса заявил, что авария приключилась по вине мастеров фирменной станции техобслуживания, не затянувших до конца гайки. Но администрация единственной в области СТО, сертифицированной «Фордом», тут же опровергла это заявление: «транзит» с таким номером у них не ремонтировался и не проходил сервисное обслуживание ни разу. Виновника так и не нашли, да, по-моему, особо и не искали, ведь в аварии никто не пострадал.
Ситуацию исправят?
Новый закон Мурманской области «Об организации транспортного обслуживания населения» предусматривает, что с 1 января 2010 года на маршрутах смогут работать лишь перевозчики, заключившие по итогам специального конкурса договор с органами государственной власти или местного самоуправления. На каждое транспортное средство будут выдавать специальное удостоверение допуска к работе, а отсутствие этого документа станет поводом для серьёзного наказания.
Удастся ли областному правительству вернуть местных перевозчиков в рамки цивилизованных норм, как это уже сделано в других регионах страны? Ответа на этот вопрос осталось ждать совсем недолго. Поживём – увидим.