Осенью 2004 года Апатиты "прославились": во многих СМИ обсуждали задержание группы, участники которой продавали краденые автомобили. Особый интерес вызвало то, что в ее состав входили сотрудники Апатитской ГИБДД.
Дело за делом
8 октября 2004 года прокуратура города возбудила первое дело по статье 159 УК "Мошенничество". Задержали девять человек, в том числе и трех сотрудников ГИБДД. На тот момент следователи выявили пять фактов незаконной продажи автомобилей. Были подозрения, что часть этих машин угнаны в других регионах страны, а часть попала в страну из-за границы с нарушением закона о таможенных платежах. Уже тогда
Сергей Резниченко, пока еще исполняющий обязанности прокурора города, предположил, что расследование будет долгим и трудным, и назвал примерный срок – четыре месяца.
На самом же деле оно длилось полтора года. В ходе расследования количество "левых" машин увеличивалось (к ноябрю 2004 года в деле их фигурировало более тридцати). По новым фактам возбуждали новые уголовные дела. Потом их объединили и передали в областную прокуратуру, следователю по особо важным делам Владимиру Богданову. В следственную группу, которую он возглавил, вошли сотрудники Апатитской прокуратуры и Владимир Клинецкий, тогда он работал в Апатитском ГОВД начальником следственного отдела.
В ходе расследования из массы подозрительных автомобилей выделили только те, к продаже которых имели отношение сотрудники ГИБДД. В итоге, в деле осталось десять автомобилей и четыре подозреваемых, один из которых – уже бывший милиционер.
Преступный конвейер
Следствие выяснило, что еще на этапе разработки своих планов сотоварищи (соучастники) распределили роли и решили наладить межрегиональные связи с отдельными лицами и группировками, которые занимались кражами автомобилей или ввозили их в Россию контрабандой. С их помощью наши дельцы планировали приобретать краденые машины, перегонять их в область, подделывать документы на эти автомобили и продавать. Договорились, и конвейер заработал.
По данным следствия, сначала приобретали краденый автомобиль: номера на кузове перебиты, паспорт транспортного средства (ПТС) – поддельный. Дальше группа успешно проворачивала многоступенчатую операцию по легализации автомобиля. В ход шли поддельные, нотариально заверенные, доверенности, договоры купли-продажи, свидетельства о регистрации автомобиля. Первоначальными владельцами-продавцами таких автомобилей были вымышленные люди из разных городов России. В некоторых случаях дельцы подкупали эксперта областного бюро судебных экспертиз, чтобы он "не заметил" поддельных, наваренных или перебитых, номеров на кузове автомобиля.
Во всех махинациях значительную роль играл и сотрудник ГИБДД.
Служба и дружба
Следствие выяснило, что этот человек, в силу служебных обязанностей, был обязан проверять возможности сбыта похищенного транспорта, проводить сверку реквизитов регистрируемых автомобилей с банками данных разыскиваемых машин. Должен был и выявлять возможные подделки регистрационных документов, и документов, подтверждающих законность приобретения автомобилей, и еще запрещать эксплуатацию автомототранспортных средств, имеющих скрытые, поддельные и измененные номера узлов и агрегатов и госномеров. Должен был, но...
Он соединил служебные полномочия с предложением своих приятелей. И стал делать деньги.
Милиционер занимался документальной легализацией краденого. Он "проверял" нужный автомобиль по базе "Автопоиск-Розыск", естественно, "не находил" его и выдавал паспорт транспортного средства. Потом машину продавали. И снова сотрудник ГИБДД, зная о криминальном происхождении автомобиля, регистрировал его на имя нового владельца. И тот был уверен, что покупка "чистая". Таким образом, по данным следствия, участники группы продали не меньше десяти автомобилей, выручив более двух миллионов рублей.
И подруг привлекли
– Это дело расследовали не только сотрудники областной прокуратуры и Апатитского ГОВД, – рассказывает Владимир Богданов. – Мы задействовали Интерпол и Федеральную миграционную службу. Наши запросы были разосланы в прокуратуры тех городов, где якобы выдавали ПТС и свидетельства о регистрации машин.
А когда приходили ответы, в которых факты выдачи документов не подтверждались, к делу подключались эксперты.
– В ходе расследования наши эксперты провели более семидесяти почерковедческих экспертиз, – продолжает Владимир Викторович. – Они имеют существенное значение для следствия и суда. Мы выяснили, что бланки документов заполняли не только участники группы, но и их близкие подруги. В отношении женщин отдельным производством возбуждено дело о подделках документов.
– Владимир Викторович, в самом начале в деле фигурировало более тридцати автомобилей. Как были проданы десять из них мы уже знаем. Что с остальными?
– Следствие по ним ведет Апатитский ГОВД.
Итак, расследование закончилось. На днях девятнадцать томов уголовного дела поступят на рассмотрение в суд.
Что будет с машинами
В этой истории есть еще одна интересная деталь: машинами, которые проходят по делу, пользоваться сейчас нельзя. И что с ними будет дальше, пока никто сказать не может. Но по закону к эксплуатации не допускаются автомобили, имеющие скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов. Это значит, что такие автомобили нельзя зарегистрировать в ГИБДД, а следовательно, и ездить на них.
Повторяем, все это – итоги следствия областной прокуратуры. Последнее слово – за судом.
Анна Глодева, фото Светланы Наглис