На стремительно пустеющие витрины аптеки №32 я обратила внимание еще в середине августа. Тогда на вопрос, что происходит, провизоры отвечали: товар не привезли. Спустя три месяца ситуация оказалась критической.
Единственные со спецпрепаратами
За последние три месяца на витринах двух аптек — на улице Дзержинского, 1, и на улице Космонавтов, 15, — становилось все меньше лекарств, исчезла уходовая косметика, даже ряды коробочек с травами заметно поредели. Сейчас на витрины просто страшно смотреть, даже после завоза товара они почти пустые. Еще раньше закрылись аптечные пункты на Дзержинского, 46, и Жемчужной, 9. Но кажется, до сих пор истинные масштабы надвигающейся трагедии поняли не все. И вот почему.
Проблемные аптечные пункты принадлежат муниципальному унитарному предприятию “Фармация”. То есть эти две аптеки — городские, следовательно, координирует их деятельность по вопросам управления и распоряжения имуществом администрация города, точнее — комитет по управлению имуществом. И это единственное аптечное предприятие, у которого есть лицензия на реализацию наркотических средств и психотропных веществ.
Первые выписывают тяжелобольным людям с онкозаболеваниями, вторые — пациентам психиатров. Ближайшее место, где, в случае закрытия “Фармации”, можно будет приобрести эти препараты, по нашим данным — Мурманск. Многие ли из обеих категорий пациентов туда поедут? Представляете, чем может обернуться не только для них, но и для всех жителей города, невозможность получения лекарств?
На днях нам пришел вопрос от читательницы «ДД»: “Уважаемая редакция, хотелось бы через вашу газету узнать подробности закрытия муниципальных аптек в Апатитах. И где же людям предлагают покупать лекарства по рецептам, на которые у других аптек нет лицензии (в частности — рецепты выданные психиатром)?”…
Проблемой занимаются
Чтобы прояснить ситуацию, вопрос читательницы я переадресовала Евгению Бежку, председателю КУИ.
— На сегодняшний день ряд аптечных пунктов у нас закрыт в связи со сложной экономической ситуацией в МУП “Фармация”, — объяснял Евгений Сергеевич на брифинге главы города во вторник. — Но в аптеке на Космонавтов, 15, в полной мере реализуются все рецептурные препараты. К нам обратилась женщина, которая не смогла купить психотропное, но это случилось только из-за того, что медикаментов нет у поставщика. Мы порекомендовали обратиться к лечащему врачу, чтобы заменить препарат.
По словам Евгения Сергеевича, недостаток лекарств на витринах аптек связан с тем, что с начала этого года была изменена схема поставки лекарственных препаратов.
— Если раньше мы брали товар под реализацию, то сейчас все поставщики перешли на предоплату — сначала деньги, потом препараты. В “Фармации” достаточно большой перечень лекарственных препаратов, которые они реализуют, в том числе рецептурные. И у нас нет достаточного оборота денежных средств, чтобы мы могли приобрести такой перечень препаратов. Плюс ко всему, в городе серьезная конкуренция, аптек много.
Ситуация сложная, но она контролируемая — предполагаемые выходы из нее есть, мы этой проблемой занимаемся. На сегодняшний день речи о полном закрытии муниципального предприятия “Фармация” нет, мы делаем все возможное, чтобы этого не случилось.
Председатель КУИ деликатно назвал “сложной экономической ситуацией” пятимиллионный долг МУП перед поставщиками, а еще долги по налогам.
Как так случилось?
В этот же день вопрос обсуждали уже более масштабно на профильной депутатской комиссии. На нее пригласили не только председателя КУИ, но и представителей МУП “Фармация”. Разговор длился почти час, а начал его председатель КУИ.
— Путь выхода из ситуации с “Фармацией” один: продать арендуемые у предприятия помещения, — говорит
Евгений Бежок.
Речь идет о том, что еще в 2017-м году, чтобы хоть как-то помочь “Фармации”, город передал предприятию в хозяйственное управление помещения, где ранее были аптечные пункты.
Тут стоит объяснить, что же вообще случилось с МУП “Фармация” и почему сейчас предприятие рискует повторить участь ателье “Восход” — еще одного муниципального учреждения, которое недавно закрылось.
Сложности начались с идеи объединения двух МУП — “Фармация” и “Фарма+”.
Возможность этого варианта начали обсуждать осенью 2015 года. Тогда директор “Фармации” предоставила в администрацию экономическое обоснование и прогноз последствий объединения двух МУПов. И заключение было положительным.
Но к марту 2016 года в план объединения потребовалось вносить корректировки, и все из-за того, что у “Фармы +” внезапно обнаружился убыток, а следом — долг, общая сумма огромная. Но, видимо, к этому моменту в вопросе объединения наступила точка невозврата, в итоге 1 апреля 2016 года в благополучную “Фармацию” пришла “Фарма +” с долгами.
“Фармация”, по словам главного бухгалтера предприятия, всеми возможными способами пыталась погасить убыток “Фармы+” суммой более двух с половиной миллионов рублей. На это ушла чистая прибыль и уставной фонд “Фармации”, и все равно покрыть долг не смогли.
По словам Марины Мокиной, бывшего директора “Фармации”, причины, которые привели к тому, что сейчас у предприятия финансовые проблемы, не только в объединении и погашении долгов “Фармы+”.
— У нас на 1 января 2018 года был хороший баланс, но мы пытались получить кредит, потому что летом снижается оборот, — рассказывает Марина Германовна. — Банк в кредите отказал, потому что у нас были непогашенные задолженности. Летом ситуация обострилась. Один из арендаторов нам не платил, в июне закончился суд, в котором мы предъявили иск к нему на миллион 800 тысяч рублей. Но нам присудили всего около восьмисот тысяч, и те арендатор до сих пор не выплатил. Кроме того, лето — пора отпусков, которые надо оплачивать сотрудникам, в это время происходит падение товарооборота.
Кроме того, в связи с банкротством нескольких крупных аптечных сетей и дистрибьютеров в стране, все наши поставщики поставили нам условие выдачи товара: предоставить банковскую гарантию, либо договор поручительства или залога на лимит суммы отгрузки. Последний вариант — нас переводят на систему ”платим сто, товара отгружают на 50”.
Один город может не осилить
Если у Евгения Бежка есть пусть единственный, но хотя бы какой-то вариант решения, то у бухгалтера предприятия Любови Вяткиной по поводу сложившейся ситуации была только одна реплика: “Пока живем, хотя нас и положили на лопатки”.
При этом, по мнению Евгения Бежка, “Фармация” погрязла в проблемах не только из-за долгов “Фармы+” и условий поставщиков, но и из-за неверной кадровой политики, работы со льготниками. На предоставлении скидок и льгот, по словам Евгения Сергеевича, аптеки теряют значительные суммы. Но в муниципальных аптеках убрать скидки и льготы категорически отказываются — объясняют, что при их отсутствии люди к ним просто не пойдут.
В штатном расписании двух аптечных пунктов 27 человек, из них семеро — провизоры, то есть те, кто работает непосредственно с людьми. Чем занимаются остальные, депутаты на комиссии искренне не понимали, а потому назвали такой штат необоснованно раздутым.
В “Фармации” с такой терминологией тоже не согласны, потому что у каждого работника есть свои обязанности, которые не может выполнять кто-то другой. К примеру, доступ к сейфу, где хранятся наркотические и психотропные препараты, имеет только заведующая.
Кстати, вернемся к особым препаратам. Еще раз напомню, лицензия на их реализацию есть только у МУП “Фармация”. Коммерческие структуры такую получить не смогут.
Обращение с подобными лекарствами особое, все, что связано с их доставкой и хранением, если можно так сказать, имеет гриф “спец”, и стоит в разы больше, чем сами препараты. Каждый год именно на работе с ними “Фармация” теряет полмиллиона рублей. Уточню, что за такими препаратами в Апатиты приезжают и из соседних городов, где их просто нет. Кто должен возмещать предприятию убыток?
Именно этот вопрос и привел депутатов к предложению собрать совещание и пригласить на него глав соседних городов, а также представителей медицины, от главврачей до министра здравоохранения, чтобы обсудить проблему и возможность помощи предприятию, которое нужно не только жителям Апатитов. А пока вопрос о существовании муниципальных аптек остается открытым.