На прошлой неделе пресс-служба Следственного комитета при прокуратуре РФ по Мурманской области распространила официальное сообщение о том, что в отношении одного из инспекторов Кировско-Апатитского отдела ГИБДД возбуждено уголовное дело. По версии следствия во время несения дежурства на посту при въезде в город сотрудник дорожной милиции потребовал от водителя две тысячи рублей за незаконное сокрытие выявленного им факта и несоставление протокола об административном правонарушении.
Автовладелец, долгое время проживающий в Германии, хотя, несмотря на это, он остаётся гражданином России, будучи остановленным для проверки документов, предъявил работнику ГИБДД водительское удостоверение международного образца. Инспектор же заявил, что на территории Российской Федерации этот документ не действует, усмотрел в действиях водителя состав административного правонарушения, о чём и не преминул сообщить последнему. Вопрос, что называется, решили полюбовно – путём уплаты «штрафа на месте». Причём, по информации «Гаража», сумма «штрафа», заявленная сотрудником ГИБДД, изначально составляла две с половиной тысячи рублей, но житель Германии, сославшись на отсутствие российской наличности, сумел «уменьшить» её до двух тысяч. А затем, посоветовавшись с друзьями, решил написать жалобу на действия инспектора и пришёл в межмуниципальное УВД «Апатитское» с вопросом, почему после уплаты «штрафа» на посту ему не выдали соответствующий финансовый документ. С учётом того, что инспекторам ГИБДД уже давным-давно запрещено принимать от нарушителей наличные деньги, действия дорожного милиционера квалифицировали совершенно однозначно. Страж порядка подозревается в совершении преступления, предусмотренного второй частью статьи 290 УК РФ «Получение взятки».
Новостью не стало
Собственно, слухи о случившемся поползли по городу ещё за несколько дней до появления на лентах новостей официального информационного сообщения. Не является секретом и имя главного героя: им стал инспектор ГИБДД Бахруз Байрамов, близкий родственник известного в городе предпринимателя Руфата Байрамова. Сейчас, по данным «Гаража», подозреваемый уже не несёт службу на посту при въезде в город, но на момент подписания этого номера «ХВ» в печать речь о его увольнении из органов внутренних дел пока не идёт. По всей видимости, руководство УВД решило воздержаться от выводов до появления официальных результатов расследования.
Будет ли предъявлено обвинение инспектору Байрамову, вопрос спорный. По крайней мере, столичные автоюристы, выслушав по телефону изложенную корреспондентом «ХВ» версию СК при прокуратуре РФ, отнеслись к такому развитию событий весьма скептически. Во-первых, доказать сам факт передачи денег довольно сложно, даже если автовладелец в полном соответствии с утверждённым недавно административным регламентом МВД РФ вёл скрытую аудио- или видеозапись переговоров с сотрудником ГИБДД. Во-вторых, свою роль может сыграть наличие влиятельного родственника и, как следствие, наличие денег на оплату услуг высококвалифицированного адвоката. Мои московские собеседники считают, что официальное сообщение, распространённое пресс-службой СК при прокуратуре РФ, «выглядит довольно смелым шагом». Не исключено, конечно, что после поступившего заявления сотрудники службы собственной безопасности областного УВД или работники прокуратуры провели неотложные оперативно-розыскные мероприятия, раздобыв тем самым неопровержимые доказательства получения взятки, но такая перспектива представляется в высшей степени маловероятной. Обычно, если инспекторов ГИБДД ловят за руку, используются специально помеченные купюры, которых, конечно же, у апатитчанина, даже живущего в Германии, быть просто не могло.
Впрочем, тот факт, что инцидент предан публичной огласке, тоже может оказаться небесполезным. По крайней мере, теперь понятно, что у следствия сомнений по поводу виновности инспектора нет, иначе уголовное дело бы просто не возбудили.
А вы давали взятку?
Мини-опрос по мотивам случившегося, проведённый «Гаражом» среди водителей Кировска и Апатитов, показал довольно интересные, хотя и типичные для нашего региона результаты. Мы не смогли найти ни одного человека, который признался бы в том, что хоть раз в жизни «решал вопрос на месте» в нашем регионе. Автовладельцы признают тот факт, что в центральных областях страны и в её южных регионах, куда наши водители периодически ездят в отпуск, рассчитываться с инспекторами ГИБДД наличными иногда приходится. Больше того, в некоторых областях, например в Московской и Ростовской, сотрудники дорожной милиции сами откровенно заявляют, мол, не дашь денег – отберём права. Но в родных пенатах, по словам автолюбителей, с вымогательством на дорогах им встречаться не приходилось.
Впрочем, это не отменяет другого, тоже довольно показательного результата опроса: в том, что инспектор Бахруз Байрамов на самом деле взял у жителя Германии деньги, не усомнился ни один из респондентов.
Советы юристов
Если инспекторы ГИБДД берут взятки, значит, на такой вид «услуг» есть спрос, иначе не было бы и предложения. Иными словами, чтобы на дорогах не было поборов, надо просто не давать взяток: это аксиома, не требующая доказательств.
Но, как сказал классик, «если звёзды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно». Не перевелись, да, наверное, и никогда не переведутся на Руси люди, предпочитающие откупиться, «решить проблему на месте», причём касается это взаимоотношений не только с сотрудниками ГИБДД.
Водителям, не желающим давать взятки, можно посоветовать только одно – повышать собственную правовую грамотность. Речь в данном случае, конечно же, идёт не о любителях погонять пьяным по встречной полосе, а про обычных автовладельцев, время от времени вынужденных нарушать ПДД (покажите мне человека, который бы ехал от Апатитов до Мурманска с максимальной скоростью 90 км/час, разрешённой российским законодательством).
Доскональное знание ПДД и Кодекса об административных правонарушениях позволяет избежать многих неприятных моментов в общении с представителями дорожной милиции. Мы, например, неоднократно писали о том, как автовладельцев «подставляют» на несоответствии дорожных знаков и разметки. Да, находились единицы, которые обращались за защитой своих интересов в суд и выигрывали процессы. Но вместе с тем наверняка встречались в подобных ситуациях и такие водители, что покорно соглашались на лишение прав, и такие, кто предпочитал откупиться купюрой на месте, не особо вдумываясь, что платить в данном случае собственно и не за что. Причём чутьё подсказывает, что последних в России гораздо больше, чем тех, кто готов потратить время на судебные заседания, а также тех, кто назубок знает свои права и может отстаивать их до последнего.