После того, как в городе происходит очередная авария, люди больше обсуждают детали случившегося. Мало кто спрашивает о стаже вождения участников ДТП.
И вообще никто не интересуется: водители эти участники или только имеют удостоверение, и как они учились водить машину?
Цель – права
Уже не раз мы писали о том, как становятся водителями. Самый простой и самый опасный способ понять это – побывать на экзамене. Несколько лет именно этим я и занималась, обычно впечатлениями со мной делились курсанты. И очень часто я замечала, что к экзамену они относятся весьма странно.
Большинство из них садятся за руль не с желанием доказать инспектору, что умеют ездить, а с надеждой “проскочить”. Если не получается – обижаются, сетуют, мол, инспектор слишком строгий был. Вряд ли кто из них задумывается, что, давая добро на получение водительского удостоверения, инспектор берет на себя большую ответственность. За несколько минут, которые длится экзамен, он должен увидеть в курсанте водителя, который буквально на следующий день окажется на городской дороге без спасительного значка “У” на машине и инструктора.
Уже семь лет Сергей Келарев, начальник экзаменационно-регистрационного отдела ГИБДД МУВД “Апатитское”, принимает экзамены у кандидатов в водители. И он, как никто другой, знает, какое влияние оказывает качество обучения водителей на дорожную обстановку в городе. А еще он лучше всех знает, какие ошибки совершают курсанты, сдающие экзамен, и что надо делать, чтобы стать настоящим водителем.
Движение по плану
На взгляд Сергея Борисовича, курсантов по-прежнему учат не водителем быть, а именно сдавать экзамен.
- Обстановка на дорогах меняется очень быстро, методика обучения и приема экзаменов за переменами явно не успевает, – говорит Сергей Борисович. – Раньше инспектор должен был отслеживать, как проходит процесс обучения. Инспектор приходил в автошколу, проверял посещаемость курсантом занятий, изучаемые темы и тому подобное. Сейчас такой функции у нас нет – изменилось законодательство, и инспектор видит только “готовый продукт” уже на экзамене, совершенно не подозревая, чему его учили и учили ли вообще.
Сомнений в том, что человек умеет управлять машиной, во время экзамена обычно не возникает. Но вот в том, что курсанту до водителя еще ой как далеко, убеждаешься обычно в первые минуты.
- Большинство сдающих экзамены прилично едут только по знакомому маршруту, – говорит Сергей Борисович. – Попросишь ехать в другую сторону, не в ту, куда он привык, и начинается нервозность, неуверенность.
Еще нынешние экзаменуемые, большинство из них, едут на очень маленькой скорости, оправдывая это тем, что ездят аккуратно. На самом же деле я уже не раз слышал, что на третьей передаче ездить их попросту не учат.
- На знаки курсанты так и не приучены смотреть?
- Нет, бывало, находили место для остановки под знаком, запрещающим этот маневр. Чаще, чтобы такое место найти, экзаменуемый провозит меня чуть ли не через весь город к определенному месту, которое ему, видимо, и указал инструктор. То же самое – с местом для разворота. Был у меня курсант. Прошу его найти такое место, когда мы проезжаем около городской администрации. Курсант едет на улицу Северная, по окружной на улицу Победы, по проспекту Сидоренко и… разворачивается недалеко от “Пирожковой”, прямо на пешеходном переходе.
А надо ли?
- Какие еще ошибки типичны для кандидатов в водители?
- Боковой интервал не соблюдают, то есть габариты машины совершенно не чувствуют, парковаться не умеют. Ведь в городе уже не одна парковка, поставить там машину водителю нетрудно. Но, скорее всего, нынешние водители учились этому самостоятельно, потому что стоит попросить курсанта припарковаться – с ним случается ступор. Чаще всего он ставит машину параллельно дороге, перекрывая выезд всем, кто на стоянке. В лучшем случае курсант туда заедет, а вот с выездом возникнет большая проблема. В жизни же этот навык необходим, мы все паркуемся во дворах, где места мало, машин много. Человек, не наученный это делать, скорее всего, совершит мелкое ДТП. Подобных аварий в последнее время стало как никогда много.
- Есть люди, которым, что называется, не дано водить машину?
- Да, и я с такими разговариваю, пытаюсь убедить, что не надо.
- А многим ли вообще действительно нужны права?
- Я тоже такой вопрос часто курсантам задаю. Оказывается, чуть ли не половина из них пошли учиться просто так: на спор, папа заставил и тому подобное.
Видимо, поэтому и результаты соответствующие: за руль садятся те, кто получил права, но не стал водителем. Если человек действительно хочет научиться ездить, он, скорее всего, с инструктора, что называется, не слезет, пока тот не научит парковаться не между фишками на автодроме, а около реальных машин. Не приучит смотреть и соблюдать требования знаков, ездить так, чтобы другие не шарахались в стороны и не кричали вслед: “Кто тебя так учил?”
Мы спросили у курсантов: зачем им права, чему их учили в автошколе и нужны ли им дополнительные курсы вождения?
Максим:
- Машина мне нужна, чтобы ездить на учебу на Белоречку. В школах повышения водительского мастерства нет надобности – все равно в них никто не пойдет учиться. Но, наверное, школа экстремального вождения пользовалась бы успехом. Сам я в автошколе не учился, а экзамены сдавал экстерном – так экономнее получается.
Яна:
- Получу права – буду ездить на работу на АНОФ-3, а летом на дачу. В школе учат только самым основам, мне все равно пришлось брать дополнительные занятия. Если человек сдает экзамены, он должен быть уверен в своем уровне вождения, и никаких дополнительных школ ему не нужно