26 июля 2010 в 10:00, Апатиты
Лену видели возле сберкассы на Московской, потом – около магазина «Дружба». Почти месяц она каждый день выходит на улицу, как на работу. Подходит к прохожим и просит дать денег на коляску. Беременная женщина с протянутой рукой в нашем маленьком городе – явление, мягко говоря, непривычное.
Отзывчивых больше
Прохожие по-разному отзываются на просьбу Лены. Кто-то просит поднять футболку, чтобы удостовериться – настоящий живот или нет. Кто-то просит дыхнуть – не на водку ли? Или же показать руки – не наркоманка ли? Такие просьбы Лену обижают.
- Неприятно. Бывает, и матом посылают, – говорит она. – Но в большинстве своем люди у нас отзывчивые. Дают. Иногда даже помногу. Одна женщина как-то 500 рублей мне дала. А другая спросила адрес и принесла мне куртку.
В начале июля Лена первый раз попросила на улице денег. Спросила у мужчины. Он не отказал. И тогда она подумала: а почему бы и нет?
- С одной стороны, стыдно просить деньги, – признается Лена. – Но ведь их у меня совсем нет.
А деньги Лене нужны. В начале августа она ждет ребенка. У нее нет ни коляски, ни кроватки, ни ванночки, ни даже одежды для малыша.
- Мне отдали немного вещей: четыре пеленки, три распашонки, но этого мало.
Мы попросили Лену о встрече: все-таки интересно узнать, какие обстоятельства заставили ее просить милостыню и почему ей не помогли социальные службы. Лена согласилась, только попросила не называть ее фамилию.
Денег нет
В редакцию она пришла после планового посещения врача. Оказалось, что в женскую консультацию Лена ходит. Правда, на учет она встала не сразу – на позднем сроке беременности.
На вид ей не больше восемнадцати лет. Оказалось, уже 22. Она выглядит так же, как и ее сверстницы: джинсы, футболка, джинсовая куртка, на ногах кроссовки. Правда, кроссовки уже стоптаны до дыр – ходит она сейчас много. Другой обуви нет, только туфли на каблуках, а в них ходить ей тяжело.
Лена родилась и выросла в Апатитах. Окончила профучилище по специальности «художник-оформитель».
- Работу искала в основном по объявлениям в газете, – рассказывает Лена. – Художник нигде не требовался. Поэтому пошла работать не по специальности. Платили немного. А декретные я не получила – не была оформлена официально.
Лена живет с мамой. Говорит, что зарплата у мамы маленькая, но и ту задерживают, поэтому денег в семье не хватает. Кроме мамы, был у Лены еще один близкий человек, отец ее будущего ребенка.
- Это была любовь, – говорит Лена. – Мы даже успели пожить вместе. Он был спокойный, добрый, внимательный. А потом начал выпивать. Он говорил, что не против детей. А когда узнал, что я в положении, странно себя повел. В общем, дал понять, что ребенок ему не нужен. Мы расстались без скандалов и криков. Какое-то время еще созванивались, а потом он пропал. Я больше месяца его не видела и не слышала. Но знаю, что пьет, не работает.
Ждет Настю
Без работы, без мужа. Да еще мама, по словам Лены, была не рада беременности дочери. Ситуация, в которую попала Лена, вполне банальна. Но каждый по-разному выходит из нее.
- Сначала были мысли прервать беременность, – говорит Лена. – Но я отгоняла их. А когда узнала, что будет девочка, окончательно поняла: я хочу родить ребенка. Даже имя придумала. Скорее всего назову дочку Настей. Есть у меня одна подруга Настя – хорошая, спокойная, в школе отличницей была.
Друзья Лене помогают. Но, как она говорит, много дать не могут – практически все ее знакомые из малообеспеченных семей. Поэтому она считает, что просить деньги на улице – это выход для нее.
- Деньги я в основном откладываю, – говорит Лена. – Надо будет купить коляску да и на потом оставить. Часть трачу на продукты. Иногда так хочется вкусненького – покупаю себе мороженое, лимонад, киви, бананы.
А недавно Лена познакомилась с молодым человеком. Попросила у него денег. Он дал и спросил домашний адрес.
- А потом пришел ко мне домой с пакетом фруктов, сладкого и еще игрушку принес. Он, как и мама, против того, чтобы я стояла с протянутой рукой на улице. Но я ведь не могу у него денег просить… Не знаю, может, у меня с ним что-нибудь получится. Я очень хочу, чтобы у меня был любимый человек, а у ребенка – папа. Я сама росла без отца. Он ушел от нас с мамой, когда мне было 13 лет. Трудный возраст, именно тогда я и начала отбиваться от рук…
Собирает справки
Лена говорит, что последнее время ей стало тяжело ходить – все-таки девятый месяц беременности пошел. А в остальном она чувствует себя хорошо.
Самое странное во всей этой истории то, что за девять месяцев никто не подсказал ей, куда обратиться, чтобы не просить милостыню. Ведь все это время вокруг нее были друзья, соседи, знакомые, мама. Или говорили, да она не слушала? Сейчас это, конечно, не так важно. Тем более, что недавно она все-таки сходила в Центр социальной поддержки населения. Там Лене сообщили важные для нее телефоны и сказали, какие нужно собрать справки для получения адресной социальной помощи. А заодно Лена собирает справки и в Центр занятости. В общем, получит все-таки какую-никакую государственную помощь.
Возможно, кто-то назовет Лену беспечной, безответственной и даже странной. Но то, что она сейчас переживает – это ее выбор. Выбор, который она приняла ради новой жизни – своего будущего ребенка.
Если кто-то хочет помочь молодой женщине, звоните в редакцию по телефонам 77-940, 77-955
Если Вы обнаружили ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter