В четверг утром в редакцию газеты 2х2 позвонили три человека с одной новостью: главный врач увольняет заведующего кардиологическим отделением Александра Бойкова. Люди ждали от редакции объяснений - за что? И почему город так легко расстается с нужными врачами?
Без комментариев
Последний звонок был от Нэлли Райковой. Десять лет назад женщина впервые стала пациенткой Александра Сергеевича. Она говорит, что он вытащил ее с того света.
- У меня был инсульт, сердце начало сдавать, - говорит Нэлли Кузьминична. - Он поставил меня на ноги. Теперь наблюдаюсь у него каждый год. Александр Бойков - высококлассный специалист, ему нет равных в нашем районе. С его уходом отделение просто умрет. Город не может терять таких специалистов!
После этого я позвонила главному врачу.
- Да, я собираюсь его уволить, - сказал Юрий Шапошников.
- А можно узнать причину увольнения?
- Я не должен перед Вами отчитываться, - ответил мне главный врач. - И вообще, кто Вы такая?!
Имеем право знать
На этом разговор был закончен - Юрий Васильевич бросил трубку. Но позволю себе отступление от темы.
Газета “Дважды Два” - официально зарегистрированный печатный орган. И в своей работе руководствуется Законом “О средствах массовой информации”. Две статьи этого закона - 38 и 39 - говорят о взаимоотношениях СМИ с гражданами и организациями.
Цитирую: “Граждане (в том числе и пациенты Александра Бойкова) имеют право на оперативное получение через средства массовой информации сведений о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений и должностных лиц” (А главный врач - должностное лицо). “Редакция имеет право запрашивать информацию как в устной, так и в письменной форме”. А запрашиваемую информацию нам обязаны предоставлять.
Александр Бойков - человек в городе известный и уважаемый (лично мне приходилось часто слышать слова благодарности в его адрес). И поэтому узнать дальнейшую судьбу врача редакция имеет право. Тем более что за последнее время из больницы ушли многие хорошие врачи.
Две версии
Александра Бойкова мы с коллегой нашли в отделении, но не в белом халате. Сейчас он - пациент кардиологического отделения. Новость об увольнении не прошла для него бесследно. Хотя надо сказать, что на разговор Александр Сергеевич согласился не сразу. Сказал, что не хочет выглядеть страдальцем.
- Я живой человек, мои болячки - мое личное дело, - сказал Бойков.
Про увольнение доктор сказал, что, по официальной версии, все произошло законно: после трех выговоров следует увольнение, а выговоры у него есть. Хотя он считает их формальными и второстепенными. Про неофициальную версию он промолчал (хотя в народе говорят, что они с главным врачом “не сошлись характерами” и увольнение Бойкова было предсказуемым).
За что болит душа?
Отношения руководителей с подчиненными бывают разными, но сейчас не об этом. Александр Бойков руководит кардиологическим отделением более двадцати лет. При нем здесь сложились свои традиции, особый стиль работы, появился высокий стандарт медицинской помощи.
- Лозунг отделения - “если не я, то кто?” - сказал Бойков. - Так у нас все работают.
Помимо того, что Бойков, по словам пациентов, профессионал в своем деле, есть у него два дела, за которые болит душа.
- Вместе с коллегой Мариной Алексинской мы разработали программу реабилитации больных инфарктом миокарда, - говорит Александр Бойков. - Сначала программа работала в стационаре, потом Марина Николаевна продолжила ее в поликлинике, работала врачом-реабилитологом, создала “Школу гипертонии и атеросклероза”. Мы работали сообща. Недавно моя коллега уволилась. И я боюсь, что с моим уходом эта программа рухнет совсем.
По натуре - холерик
Второе детище Бойкова - это архив, которого нет больше нигде. С 1994 года Александр Сергеевич создает и поддерживает базу данных своих больных. Этой базой активно пользуются дежурные врачи и врачи других отделений.
- Ведь у нас в основном лежат одни и те же пациенты, поэтому для врача крайне важно знать историю болезни, - считает Бойков. - Не уверен, что этот архив теперь будут поддерживать.
То, что к больным у Бойкова особое отношение, мы убедились во время разговора. Он попросту его прервал, извинившись, и начал давать по телефону рекомендации своему давнему пациенту. Он вообще привык работать в бешеном ритме.
- Стационар - это мое, - говорит Бойков. - Я по натуре - холерик, поэтому для меня нормальная жизнь, когда вокруг много событий, когда приходится быстро принимать решения, особенно в условиях нехватки информации, что часто бывает в медицине.
Александр Бойков еще не думал, где будет работать в случае увольнения. Хочется верить, что пациенты его все-таки не потеряют из виду, а знания и опыт врача найдут свое применение.
Разговоры
20 марта в кардиологическом отделении медсестры обсуждали возможное увольнение шефа. Говорили, что они в шоке. Их мнение вкратце: да, Бойков бывает вспыльчив, да, он пенсионер, но пациенты его любят.
Некоторые коллеги-врачи тоже считают, что больница много потеряет с увольнением Бойкова. Но фамилии свои не называют, боятся последствий.
Мы позвонили одному из докторов, который много лет работает в Апатитах и давно знает Бойкова. Он сказал, что лучшего кардиолога в городе нет и что Бойков олицетворяет всю кардиологическую службу...
Ольга Герчина, фото Светланы Наглис