Установить на дороге противотанковую мину, спрятать в кустах гранату-«растяжку», дождаться удобного момента и выстрелить в спину из карабина… Если кто-то из читателей «ХВ» думает, будто речь идёт о неких спецоперациях на Северном Кавказе, то глубоко заблуждается.
В непримиримом клинче, длящемся вот уже несколько недель, схлестнулись две противоборствующие стороны, любители двух разных зимних видов активного отдыха – поездок на снегоходах и прогулок на лыжах. А камнем преткновения стала оборудованная трасса, пролегающая по территории учебноспортивного центра «Атлет».
История вопроса
Ценителей драйва и адреналина, выбирающих для себя в качестве источника эмоций мощные самоходные машины, становится всё больше и больше. К слову, получить права на управление снегоходом гораздо проще, чем водительское удостоверение.
Судя по рекламе в Интернете, некоторые организации вообще выдают их без всякого обучения и инструктажа; главное – лишь бы клиент заплатил оговорённую сумму. В российских условиях это означает только одно: среди снегоходчиков, помимо истинных поклонников зимнего экстрима, уважительно относящихся к себе и другим, частенько встречаются и обыкновенные дорожные, точнее, внедорожные хамы.
Как в том анекдоте: «Права купил, а совесть не купил». Как рассказал «ХВ» руководитель УСЦ «Атлет» Николай Данов, в последние годы отдельные представители снегоходного племени доставляют сотрудникам учебно-спортивного центра немало хлопот и проблем.
Едва ли не каждый день специально подготовленная лыжная трасса оказывается вспаханной чьими-то гусеницами. К слову, удовольствие проложить лыжню отнюдь не из дешёвых: час работы ратрака обходится «Атлету» (читай – бюджету города) почти в четыре с половиной тысячи рублей.
Одно дело, когда спецтехнику отправляют утюжить трассу после сильных снегопадов, ведь с природой, как известно, не поспоришь, и совсем другое, когда ратрак приходится задействовать, чтобы ликвидировать последствия чьей-то неуёмной дури.
Нужны переезды
Конечно же, утверждать, что все владельцы снегоходов – хамы и быдло, может только откровенно недалёкий человек. Спор между лыжниками и снегоходчиками, судя по всему, обречён существовать вечно. Как, например, рассуждения на любимую народом тему «Водители и пешеходы». И в том, и в другом случае обычно нет ни откровенно правых, ни откровенно неправых.
– Давайте сразу расставим точки над i: адекватные, вменяемые люди по лыжным трассам на снегоходе ездить не будут, – говорит Андрей Беляков, купивший свою первую «Ямаху» восемь лет тому назад, посвятивший ей огромное количество времени и сил. – Нельзя записывать всех владельцев снегоходов во враги человечества только из-за того, что кто-то катается по лыжне, пугая спортсменов.
Вопрос в другом: порой возникают ситуации, когда пересекать трассу приходится вынужденно, поскольку никаким иным способом к месту предполагаемой поездки вообще никак не попасть.
Естественно, это происходит со всеми возможными мерами предосторожности, чтобы не создавать неудобств людям. И коль позарез нужно проехать несколько десятков «обитаемых» метров, каждый нормальный человек постарается сделать это с минимальными последствиями, скажем, по полотну, предназначенному для конькового хода.
Аргументы владельцев снегоходов трудно назвать нелогичными. Парадокс: на дорогах общего пользования им, как известно, не место, но между тем обладатели этих машин с довольно мощными двигателями платят весьма приличный дорожный налог.
Чтобы вдоволь покататься в лесу, туда нужно как-то добраться, а сделать это, минуя лыжную трассу, в Апатитах очень сложно, если не сказать, невозможно. Вот и зреет среди лыжников и снегоходчиков устойчивая антипатия друг к другу. А тут ещё и отдельные хамы, носящиеся по трассе не поперёк, а вдоль…
– Я думаю, решение этой проблемы лежит на поверхности, – считает Андрей. – Коль у нас в городе сложилась такая ситуация, нужно просто оборудовать на трассе два-три переезда, что-то вроде железнодорожных, оснастить их яркими предупреждающими знаками, как это сделано в Финляндии, чтобы подъезжающие к переезду водители снегохода знали, что могут встретить лыжника, а лыжники – что могут встретить снегоход.
А тех, кто гоняет по самой трассе, наказывать рублём. Пусть оплачивают стоимость восстановительных работ, стоимость эксплуатации ратрака. Это справедливо.
А в это время…
Усадить представителей противоборствующих сторон за стол переговоров, к слову, в последнее время пытались многие, но пока из этой затеи ничего не получилось. Внедорожные хамы, гоняющие по лыжне, на такой шаг, естественно, не пойдут: им это просто не нужно.
Тем, кто пересекает трассу осторожно и аккуратно, как Андрей Беляков, тоже. Не собираются отступать от своего и спортсмены, исповедующие принцип: «Снегоходу на лыжне не место».
– Ко мне приходил только один представитель «снегоходного движения», – сообщил «ХВ» руководитель УСЦ «Атлет» Николай Данов. – Но там речь шла о том, чтобы разрешить по трассам «Атлета» коммерческое передвижение снегохода, катать туристов за деньги.
Естественно, на такое мы пойти не можем: лыжня существует не для этого. Пусть этот человек, если желает заниматься бизнесом, оформляет туристическую фирму, берёт в аренду участок земли, прокладывает свою трассу…
В общем, согласья в товарищах, как в знаменитой басне Крылова, по-прежнему нет. А у автора этих строк есть жизненный пример, наглядно иллюстрирующий всю неоднозначность описанной ситуации.
Не так давно мы с группой энтузиастов отправились кататься по «Дороге жизни», но не на лыжах и снегоходах, а на велосипедах. И уже совсем недалеко от конечной точки путешествия, родника, у одного из участников нашей группы резко ухудшилось самочувствие. К счастью, всё обошлось, с человеком не случилось ничего серьёзного, а все необходимые медицинские консультации мы получили по телефону.
Но, вспоминая ту поездку и пережитые минуты посреди леса, я невольно задаю себе вопрос: а как бы в случае чего мы доставили своего товарища в больницу? А если бы счёт шёл на минуты? Ведь обычный транспорт туда просто не доедет, не доберётся. И ни одного снегохода на «Дороге жизни» в то время, словно назло, не было…