На днях апатитская техническая школа ДОСААФ отметила свой 85-летний юбилей. но помпезных торжеств по этому поводу не было: в слишком уж незавидной ситуации сейчас находится эта организация. наш разговор с Ольгой Лапаевой, которая с июня прошлого года исполняет обязанности начальника школы, вышел совсем не праздничным.
«ПОЛТОРА ЗЕМЛЕКОПА»
Разыскивать здание, которое техническая школа ДОСААФ занимает с 70-х годов прошлого столетия, долго не пришлось. Люди моего поколения хорошо помнят площадку возле городского стадиона, где в своё время проводились соревнования по картингу и служебному собаководству — раньше эти дисциплины входили в программу подготовки допризывников к службе в армии. Здесь же, если повезёт, можно было «покрутить баранку» тренажёров. Поэтому на городской полигон технической школы ДОСААФ подростками мы наведывались довольно часто.
— Тогда у школы был очень высокий потенциал, было всё необходимое — средства и оборудование, — говорит Ольга Лапаева. — Сегодня школа испытывает большие финансовые затруднения. Мы бы рады проводить соревнования, но для этого нужен хоть какой-то стартовый капитал, а мы всё финансирование направляем на подготовку ребят к армии.
Сейчас в штате организации осталось «полтора землекопа». Людям попросту нечем платить зарплату. Все административные должности поделили между собой два человека: директор и техник. Есть ещё три молодые девчонки, которые выполняют обязанности мастеров производственного обучения вождению. В школе нет начальника гаража и даже слесаря. А ребята, которые готовят танкистов, в буквальном смысле этого слова идут мне навстречу, обучают ребят за копейки. Да ещё и приходят сюда после основной работы и в свои выходные.
ЗАДАНИЕ ДАЛИ, ДЕНЕГ НЕ ДАЛИ!
— Наша уставная задача заключается в том, чтобы готовить специалистов для армии, — продолжает Ольга Алексеевна. — Раньше мы работали по госконтракту, теперь на федеральных субсидиях. Самая сложная для нас военно-учётная специальность — механик гусеничного транспортёра-тягача. Это тяжёлая техника, специалистов для работы на ней во всём Северо-Западном округе готовит только наша школа. Подготовка одного такого специалиста стоит безумно дорого, около
56 тысяч рублей. По федеральным субсидиям Минобороны оплачивает нам только 40 процентов от реальной стоимости обучения. Субсидирование идёт по строго определённым статьям: оплата труда преподавателя, мастера производственного обучения вождению и части коммунальных услуг. Остальные деньги, которые пойдут на подготовку водителей-механиков, мы должны зарабатывать сами. Конечно, первое, что приходит в голову — платное обучение курсантов в автошколе. Но…
ЖЁСТКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ
— Наша школа готовит водителей категорий А , В и С. Но в этой сфере существует жёсткая конкуренция, — поясняет руководитель организации. — Кроме коммерческих школ Кировска и Апатитов есть водители-«частники», которые предлагают всем желающим заняться самоподготовкой. Новичок изучает теорию и ПДД самостоятельно, а «частник» даёт ему лишь несколько уроков вождения.
Соответственно, он берёт за обучение меньшую сумму, поэтому люди идут к нему. Причём число «самоподготовщиков» растёт с каждым годом, сейчас в районе их насчитывается 12 человек. А школы, которые дают будущим водителям по-настоящему фундаментальные знания, не могут поднять цену за обучение и терпят убытки.
ПРОСТАЯ АРИФМЕТИКА
— Техническая школа — организация затратная. Самые значимые расходы, конечно, аренда земли, — переходит моя собеседница к вопросу о расходах. — Когда-то землю передали школе в безвозмездное бессрочное пользование по государственному акту. Но потом вышел новый закон о земле.
В нём сказано, что все площади, переданные по таким актам, должны быть или выкуплены новыми собственниками, или взяты ими же в долгосрочную аренду. Выкупить эти земли нереально: стоимость нашего тренировочного полигона (13,5 гектаров в посёлке Белореченский) составляет 76 миллионов рублей, поэтому мы взяли земли под полигоном в долгосрочную аренду. Поскольку вид нашей деятельности — подготовка военных специалистов, то при начислении стоимости аренды должны применяться корректирующие коэффициенты, которые снижают арендную плату. Но к школе ДОСААФ их не применяют, приходится платить по полной программе — 52 тысячи рублей ежемесячно. В год выходит более 600 тысяч.
В то же время у нас есть планзадание на подготовку 100 специалистов в год. Администрация города издала постановление о необходимости подготовки специалистов военно-учётных специальностей. То есть готовить ребят к армии надо, а снизить расходы на это не получается.
ДЕНЬГИ УХОДЯТ В МОСКВУ
— Ольга Алексеевна, вы говорите о стоимости аренды земли, но ведь в распоряжении технической школы есть ещё два огромных здания, которые тоже приносят доходы...
— Оба здания принадлежат московской структуре, поэтому всю вырученную арендную плату мы обязаны отправлять в столицу. Себе оставляем только «коммуналку». Коммунальные услуги платим городу.
Здания давно нуждаются в капитальном ремонте. Электропроводка — в аварийном состоянии. Я пригласила специалистов, чтобы заменить проводку хотя бы на первом этаже. Они запросили 50 тысяч только за комплектующие. Сделали аварийную проводку. В ночь с 27 на 28 января произошло короткое замыкание. Два кабинета закоптились. Ремонт теперь делаем своими силами.
— Разговор у нас с вами получился совсем безрадостным… Неужели надеяться на лучшее не приходится совсем?
— Многое зависит от того, удастся ли нам добиться пересмотра арендной ставки за пользование землёй. Что же касается финансов, то город и местные предприниматели в помощи отказали, правда, предварительное согласие помочь школе дали в ОАО «Апатит». Словом, мы пока находимся «в подвешенном состоянии», и ясности насчёт будущего школы в данный момент нет.
Сайт Хибины.com является обладателем официального разрешения от редакции газеты "Час Пик - Апатиты" на перепечатку материалов газеты. Воспроизведение материала в любой форме на иных Интернет-ресурсах запрещено и будет преследоваться правообладателем по закону