21 октября в городском суде рассматривали ходатайство бывшего директора ООО “Аркадан”
Александра Христюка об условно-досрочном освобождении. Суд ходатайство удовлетворил. Но значит ли это,что в ближайшую неделю Христюк выйдет на свободу?
“Немного одичал”
Вторник, начало двенадцатого дня. На это время назначено слушание по делу Христюка. В зале, кроме родных Александра и его недавно освободившегося товарища, только журналисты. Потерпевшие, которых с недавних пор на подобные заседания обязаны приглашать, на это слушание не пришли.
Александра Христюка привез конвой, завели на место для осужденных — за решетку.
“Всем привет!” — Христюк бодро улыбался, немного смущался и явно радовался, что видит не только родных, но и коллег с телевидения. Напомню, Александр Александрович директорствовал не только в “Аркадане”, но был и остается генеральным директором телеканала “Альфа Плюс”.
- Я там немного одичал, извините, сами понимаете, среди кого нахожусь…
Договорить он не успел — в зал вошел судья. Ему предстояло решить, достоин Христюк условно-досрочного освобождения или нет.
Право на подобное ходатайство у осужденного появилось не так давно — после того, как он отбыл половину назначенного судом срока.
25 июня 2013 года суд приговорил
Александра Христюка к двум с половиной годам лишения свободы. Его признали виновным в выполнении работ или оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлекших по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью либо смерть человека. Такую точку суд поставил в деле о рухнувшем козырьке.
Напомню, трагедия произошла 22 февраля 2012 года. Козырек запасного выхода подъезда дома №1 на улице Дзержинского не выдержал веса льда, скопившегося на нем, и упал. Железобетонная конструкция и лед рухнули на троих детей, которые в тот момент играли под козырьком. Один из мальчиков погиб на месте, двое других получили различные травмы.
Приговор Апатитского суда Христюк и его адвокат обжаловали во все возможные инстанции — дошли до Верховного суда. Но их жалобы не удовлетворили.
Защитников много
Наказание Александр отбывал в СИЗО-2, в хозотряде. Научился новому для себя делу — печь хлеб. Судя по заключению комиссии СИЗО, которая решает, поддерживать ходатайство об УДО или нет, Александр за почти полтора года в СИЗО “встал на путь исправления”. За добросовестный труд имеет три поощрения, но есть и один выговор — за грязь на рабочем месте. Как пояснил Христюк, инцидент произошел в самом начале его новой трудовой деятельности, когда он еще не до конца разобрался в требованиях и условиях работы.
Также в характеристике из изолятора указали, что осужденный является активным посетителем библиотеки. Литература, отмеченная в его карточке, несколько поразила — все кодексы, от уголовного до трудового.
Адвокат Христюка, Александр Москаленко, представил суду более 30 ходатайств с просьбой освободить его клиента. Написали их родные Александра, а также жители и организации не только города, но и области.
Среди них и соратники по партии (Александр — член КПРФ) —
Михаил Антропов,
Геннадий Степахно, Александр Котомин, Виталий Мазуров, и апатитское городское отделение КПРФ. Среди просивших о свободе для Христюка есть целые коллективы: телеканал “Альфа Плюс”, ТК “Хибины”, Молодежный социальный центр, фонд “Семейные ценности”, детский сад №10 и многие другие. Также ходатайства написали бывшие депутаты Апатитского горсовета
Владимир Зубков и
Владимир Мужаровский.
Но самые главные ходатайства были от потерпевших — от семей погибшего и пострадавших мальчиков. Обе мамы написали, что не против УДО Христюка.
Заслужил или нет?
- Домой хочу! — первое, что сказал Христюк, когда судья дал ему слово. — Условно-досрочное освобождение — это кредит доверия от государства, который оно выдает через суд. Считаю, что я его заслужил как никто другой!
Христюк объяснил: вину свою признает и признавал, выводы сделал.
- Вероятность того, что после освобождения я буду строить некачественные козырьки или подпиливать их — ничтожно мала. У меня есть работа (с должности гендиректора телеканала Александр на время отбывания наказания ушел в вынужденный отпуск — А.Г.). Есть люди, за которых я несу ответственность, ребенок, воспитывать которого я тоже обязан. Кроме того, по моему мнению, досрочное освобождение — это справедливо.
С таким мнением не согласилась Наталья Себякина, помощник прокурора города. По мнению прокуратуры, слишком высоки тяжесть и общественная опасность совершенного преступления. И ничто в таком случае не может служить безусловным основанием для условно-досрочного освобождения.
А вот Александр Москаленко уверен: его клиент доказал свое право на УДО.
- Общественная опасность есть, и никуда она не исчезнет, — говорил Александр Николаевич. — Но в законе нет такого основания для отказа в удовлетворении ходатайства. Сейчас решается вопрос не о том, чтобы выпустить Христюка на свободу. По сути, он продолжит отбывать наказание, но в других условиях.
Дело в том, что жизнь условно-освобожденных строго регламентирована и находится под контролем. И если освободившийся нарушит порядок или совершит даже самое незначительное правонарушение, не говоря уже о преступлении, — ему прямая дорога обратно за решетку.
- Я не понимаю, какую общественную опасность я несу для общества? — возразил помощнику прокурора Христюк. — И не понимаю, чего добивается прокуратура? Чтобы там я окончательно деградировал? Потерял все контакты с обществом, работу? Пройдет чуть больше года и общество получит еще одного бывшего зека: без работы и возможности работать по специальности, без социальных связей и контактов.
Судья внимательно всех выслушал и через полчаса вынес постановление: ходатайство Христюка удовлетворить.
У сторон есть десять дней на обжалование постановления. Если какая-либо жалоба поступит, ее рассмотрение
Александр Христюк будет ожидать в СИЗО. А дальше все будет зависеть от того, какое решение примет вышестоящий суд.
…В среду прокуратура получила текст решения суда, а в четверг заявила о намерении обжаловать его.