Без десяти четыре мы приехали на место происшествия. Там стояла машина реанимации, в которой пытались спасти жизнь 13-летнему Вове Жданову. Сложившийся козырек висел, закрывая собой запасной выход из пятого подъезда дома №1 на улице Дзержинского. На крыльце лежали разлетевшиеся глыбы льда, который скопился на козырьке за зиму. Тяжести полутораметрового льда козырек и не выдержал, упал на троих мальчишек.
Вокруг глыб стояли люди: многие женщины вытирали слезы, кто-то обсуждал происшедшее, а дети катались на горке. На место происшествия приехали полиция, пожарные, следователи апатитского следственного отдела СК РФ по Мурманской области. Все работали и ждали вестей из машины “Скорой помощи”…
Появились и представители управляющей компании “Апатиты-Комфорт” и “Аркадана” (подрядной организации), которые, впрочем, очень быстро исчезли. Приезжали к злополучному подъезду сотрудники прокуратуры и глава администрации
Виталий Сетов.
Около четырех доктор “Скорой” вышел из машины, по его лицу стало все понятно: Вова не выжил.
- Я пришел на горку с детьми, они кататься пошли, а я зашел в парикмахерскую очередь занять. Услышал грохот, будто взорвалось что-то, выбежал на улицу, – рассказывает Андрей Мухин. Он и еще трое мужчин первыми оказались на месте происшествия. – Двух мальчиков козырьком прижало к стене. Я видел, старший висел – ему правую руку зажало. А сверху лед. Сначала с маленького глыбу скатили, он в сознании был. Старший сильно пострадал. Мы пульс проверили, он бился. Слабенько, редко, но бился… “Скорую”, кажется, жители дома вызвали, машина быстро приехала…
- Около трех я прилегла, и вдруг раздался страшный грохот, – рассказывает Тамара Вирясова, жительница пятого подъезда дома №1 на Дзержинского – это именно тот самый проходной подъезд, в котором и упал козырек запасного выхода. – Сначала подумала – у соседей что-то очень тяжелое упало, они ремонт делают. Прислушалась, а за стеной тихо. Тут же за окном кто-то дико закричал, а потом детский голос – папу звали.
Я выглянула в окно, а там эти глыбы льда, мужчины из-под них ребенка вытащили. Еще слышала, как кто-то кричал “Не трогайте его!”, и увидела, как второго, который постарше был, вынесли и на снег положили. У него лицо жутко бледное было, а потом совсем посерело. Он так и лежал до приезда врачей. А маленького какой-то мужчина все время на руках носил
Больница
Среда, четвертый час дня. Четырнадцатилетнего Максима Мануйлова ведут из рентген-кабинета в процедурный кабинет обработать зеленкой глубокие ссадины на лице и руке. К этому времени в приемный покой уже пришел его папа – Максим сам позвонил ему и сказал, что его привезли сюда на “скорой”. Вскоре прибежала и мама. Она еще не знает, что ее сын меньше других пострадал во время трагедии, которая произошла часом раньше на улице Дзержинского, 1.
- У сына сейчас каникулы, – говорит Елена Мануйлова. – С утра он был дома, а потом позвонил и сказал, что пойдет гулять. Он всегда мне звонит, и я знаю, где он бывает и с кем. Мы живем на улице Козлова, и обычно мальчишки гуляли недалеко от дома.
Максима беспокоит боль в руке и затылке, и его снова ведут на рентген. Мальчик плачет. Но говорит, что не от боли. Он очень переживает за своего друга.
- Вы не знаете, что с ним? – спрашивает Максим. – Мы дружим с детства, выросли в одном дворе. Я учусь в восьмом классе, он в седьмом. Просто он в школу на год позже пошел, а так мы ровесники. Недавно его семья переехала, но мы по-прежнему общаемся.
Это мой самый лучший, единственный друг. Когда все произошло, его первым унесли в машину “скорой”. А потом забрали нас с семилетним Максимом, его младшим братом. Нас привезли сюда, а куда Вову – не знаю.
Максим сказал, что втроем с друзьями они отправились на горку, которая находится рядом со злополучным домом. Увидели козырек запасного входа в один из подъездов. Их внимание привлекли огромные сосульки, свисающие с козырька. Мальчишки решили их сбить. Сбили. А потом бетонный козырек рухнул и повис вдоль стены. Мальчишек накрыло глыбами льда и снегом.
- Зачем вы вообще туда пошли?! – спросил сына Андрей Мануйлов.
Максим не ответил. Да и что тут скажешь? Зима, каникулы, сосульки. Какой ребенок пройдет мимо, когда они вот так близко – огромные, ледяные, искрящиеся на солнце?
- Я не терял сознание, хорошо все помню, – говорит Максим. – На горке было много детей и взрослых. Они сразу бросились нас откапывать. Потом приехала “скорая”, забрали Вову. На второй машине увезли нас с Максимом.
- Да, машины отправились на вызов сразу же, – сказал заведующий “Скорой помощью” Андрей Василькив. – Я быстро узнал о случившемся, хотя был не в городе. Мне позвонила дочь, она проходила мимо горки, когда козырек обрушился. Я сразу же перезвонил коллегам, было где-то около трех часов дня. Диспетчер сказала, что мой звонок не первый. Несколько человек уже сделали вызовы.
…О том, что произошло, подросток рассказал следователю, который пришел к нему в приемный покой. А потом мальчика госпитализировали в травматологическое отделение, несмотря на отсутствие серьезных травм, – как сказали, понаблюдать. К тому времени уже было известно, что лучший друг Максима – Владимир Жданов – погиб от полученных травм, несовместимых с жизнью. Но Максиму взрослые долго не решались это сказать.
Маленького Максима парень в тот вечер больше не видел. Первоклашку школы №5 Максима Жданова с закрытой черепно-мозговой травмой и сотрясением мозга вечером отправили санитарной авиацией в Мурманск. Это случилось около девяти часов вечера.
Многие видели, как перекрывали дорогу между Апатитами и Кировском для того, чтобы сел вертолет. Сына сопровождала в больницу мама. На следующий день родственники пострадавшего ребенка сообщили, что врачи оценивают его состояние как стабильное, не требующее оперативного вмешательства.
А Максим Мануйлов в четверг был уже дома – его выписали.
…В день трагедии начальник управления образования
Светлана Кательникова дала распоряжение всем детским садам и школам проверить кровли и козырьки учреждений и при необходимости расчистить. А в здании администрации города в тот же вечер принялись чистить крышу: огромная шапка снега, давно свисающая прямо над входом, за секунды слетела на землю.
Кстати, за последние несколько недель к нам в редакцию не раз звонили с жалобами на то, что в домах не чистят кровли и козырьки подъездов.
Что это за дом такой?
В этот дом и в этот подъезд моя семья переехала почти 34 года назад. Это была новостройка, но уже тогда говорили, что нашу “вставку” на два подъезда строили слишком быстро. Поэтому получилась она не слишком надежной.
Запасной выход был заколочен, кажется, всегда. Около его дверей в подъезде и на улице мы тоже играли, будучи детьми. На том самом крыльце “магазин” устраивали: “продавали” друг другу “конфеты” и пучки “петрушки” – травы с газона. Зимой горку под окнами никто не делал, она там естественная. Она и площадка около тогда еще мелкооптового магазина (сейчас “Салма-Арт”) всегда были самым популярным местом у детей нашего района. Родители отпускали нас гулять, будучи уверенными, что место это безопасное…
Года три назад мой новый сосед говорил о козырьках над подъездами нашего дома: мол, держатся они на честном слове, упасть могут в любой момент. Тем более, что вес их все время больше, чем положено: зимой – из-за льда, а летом – из-за травы и толстого слоя мха, которым козырьки поросли. Почему-то все мы, жители подъезда, тогда не прислушались…
Смотреть в среду на сложившийся козырек и глыбы льда было жутко. Но еще страшнее стало, когда после работы я подошла к собственному подъезду… Минут пять простояла, прежде чем заставить себя зайти под козырек. Он точно такой же, как упавший – держится неизвестно на чем, без вертикальных опор, с таким же полутораметровым слоем льда. И ему столько же лет…
Спустя сутки на козырьках подъездов нашего дома появились люди.
- Они верхний слой снега скинули, ведра по два, и ушли, – сообщил по телефону папа. – А лед так и остался на козырьках…
Кто ответит за то, что случилось?
Впервые слово “митинг” замелькало на страницах самых активных городских Интернет-сайтов вечером 22 февраля. Ближе к ночи окончательно договорились о месте и времени – 23 февраля в 12 часов возле “Полярного”. И к назначенному времени люди понесли к “Полярному” цветы. Заплаканные девочки, мальчишки с настороженными глазами, женщины, мужчины, семейные пары с колясками, бабушки с внуками.
- Мы жили в одном дворе, – рассказывает молодая женщина, Юлия. Она пришла на митинг с сыном и его друзьями. – Вову знали очень хорошо, дети дружили, продолжали общаться даже после того, как их семья переехала. Осенью его встретила, как оказалось, в последний раз – на рынке столкнулись. Такой мальчик хороший был, здоровался постоянно.
- Да, он всегда делился всем с друзьями, – наперебой загалдели мальчики – Никита, Влад и Данил. – Мы же видели их прямо перед тем, как все случилось, с собой звали. Вова сказал, что в три часа ему к бабушке нужно, поэтому он не пойдет.
- Ребята, вы на эту горку, наверное, больше не пойдете?
- Вы что! Все, это проклятое место!
Ровно в 12 часов девушка по имени Марина, одной из первых кинувшая на форумах идею митинга, прохрипела сорванным голосом:
- Люди, подходите, не стесняйтесь, ставьте свечи и цветы прямо сюда, на клумбы.
Через несколько минут сугробы на клумбах стали красными – от гвоздик и свечей.
“О, какие люди, мы и не чаяли их увидеть!” – с вызовом произнес женский голос за моей спиной. По площади к людям шли глава города
Леонид Лукичев и начальник полиции Сергей Бабенко. Они начали со слов соболезнования, но собравшиеся закидали их вопросами со всех сторон:
- Семье погибшего мальчика помогут? Максиму, младшему брату, который в больнице? Хотя бы деньгами на лечение?
- Ответит хоть кто-то за то, что случилось?
- Сколько можно терпеть безобразную работу “Апатиты-Комфорта”? Только деньги с нас гребут!
- По городу страшно ездить, в подъезды страшно заходить. Это же систематическое неисполнение обязанностей управляющими компаниями. Неужели вы порядок не можете навести?
- Никого из руководителей управляющих компаний я не могу ни уволить, ни принять на работу, – ответил Лукичев.
- А что вы вообще можете? Вы же хозяева города, почему он в таком состоянии?
Разговор продолжался долго. Люди сменяли друг друга, вопросы оставались. Все больше свечей на клумбах, все больше слез. Многие согласились с предложением все той же Марины – завтра, 24 февраля, прийти к подъезду на улице Космонавтов, 15, где находится “Апатиты-Комфорт”, и оставить там цветы и свечи.
А сотрудница апатитской больницы Зинаида не стала дожидаться завтрашнего дня. Отнесла цветы сегодня. На козырек подъезда “Апатиты-Комфорта”.
Прокуратура предупреждает
- В связи с трагическим событием, происшедшим 22 февраля, мы начали проводить проверки исполнения управляющими компаниями и подрядными организациями требований безопасности по содержанию жилищного фонда, – говорит Александр Басалаев, заместитель прокурора города. – Предупреждаю должностных лиц указанных организаций о персональной ответственности, вплоть до уголовной, за непринятие мер по очистке крыш домов и козырьков подъездов от снега и льда. Жители домов, крыши и козырьки которых не чистят, сообщайте об этом в прокуратуру по телефону 6-23-18.
Следствие ведут
Сразу же после происшествия следователи апатитского следственного отдела СК РФ по Мурманской области возбудили уголовное дело по части второй статьи 109 УК РФ “Причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей”. Пока дело возбуждено в отношении неустановленного лица. Максимальное наказание, предусмотренное статьей, – три года лишения свободы. Весь день следователи допрашивали свидетелей трагедии, работников УК “Апатиты-Комфорт” и проводили другие необходимые следственно-оперативные мероприятия. А вечером в среду следователь Сергей Верченко вынес постановление о задержании
Александра Христюка, директора ООО “Аркадан”, подрядной организации УК “Апатиты-Комфорт”. В девять часов вечера его задержали. Расследование продолжается