Дерево-Птица-Дом-Человек

Фотография  для Дерево-Птица-Дом-Человек
08 сентября - 08 октября 2023
Выставки 0+
"Дерево-Птица-Дом-Человек" - выставка работ учащихся художественного отделения Детской школы искусств им. А. С. Розанова, занимающихся на базе микрорайона Кукисвумчорр, воспитанников преподавателей Натальи Евгеньевны Елизаровой, Ольги Игоревны Даниловой, Никиты Александровича Ионенкова.
В экспозицию вошли работы четырёх последних лет, выполненные учащимися младших классов на уроках, посвящённых изучению народного творчества - вышивки, росписи, орнамента. Особое внимание уделялось изучению традиционного женского костюма и древнерусской архитектуры.
Предметы изображения, давшие название выставке - птицы, дерева, терема и русские красавицы, - древнейшие и важнейшие архетипы любой материальной и нематериальной культуры. Наполненные особым, сакральным смыслом, они пронизывают также и культуру национальную, на протяжении веков являясь неотъемлемыми её составляющими.
Птица в русских сказках - символ счастья, удачи, добрый вестник, вольный житель небес.
Дерево - часто одушевленное, разговаривающее с героем - его помощник и защитник, который может укрыть в бурю, накормить, спасти от диких зверей и разбойников, указать дорогу. Ребята в своих работах рассматривали дерево и как символ бессмертия, вечно обновляющейся жизни.
Дом в любой, в том числе, русской культуре - символ мира и его устройства, центр, сердце личной вселенной человека. Современным детям, как правило, не знакомы понятия "терем", "хоромы". Знакомясь с внешним видом и внутренним устройством традиционных русских жилых построек, дети изучают важную часть национальной культуры и одновременно создают свою, привнося фантазийные элементы в авторский рисунок.
Человек в экспозиции представлен образом русской красавицы, средоточием красоты которой является костюм. Его подробное изучение - также одна из необходимых задач, которую ставили перед собой преподаватели. В традиционном народном костюме была зашифрована своеобразная модель мира, информация о её носителе, где всё имело важное значение - сама модель платья, его цвет, головной убор, украшения в виде орнаментальной вышивки нитями, бусинами, золотым шитьем.
Одной из важнейших составляющих изобразительной человеческой культуры является орнамент. Внешне представляя собой ритмический рисунок, украшающий предмет, орнамент на самом деле - гораздо большее и глубокое явление. Семантически орнамент представляет собой зашифрованное послание, своего рода, текст (заклинание, молитву, оберег), где роль букв выполняют визуальные знаки, образы видимого мира, упрощённые, стилизованные и геометризированные.
Древнейшей группой орнаментальных знаков являются знаки солярные (круг, крест, свастика - солнцеворот), что объясняется почитанием Солнца как главного божества почти во всех языческих культурах. В славянской мифологии солнечное божество Ярило также широко почиталось, что нашло отражение в национальной культуре (орнаменте, праздниках и обрядах).
Отдельная часть представленной экспозиции посвящена Солнцу - это ряд авторских "солнышек" - упражнений первоклассников, круглых рисунков, заполненных традиционными и авторскими орнаментами. Как правило, это копии фрагментов домовой росписи (важской) и фрагменты росписей предметов быта (пермогорской прялки). Таким образом, именно через образ Солнца происходит первичное знакомство детей - художников с народной изобразительной культурой и первый опыт творческой интерпретации.
В целом, изучение народной культуры и искусства - неотъемлемая часть образования и воспитания юного художника. Изучая его, ребёнок припадает к истокам изобразительного искусства, ибо искусство профессиональное выросло из искусства народного - яркого, праздничного, кажущегося наивным, однако мудрого и глубокого. Настоящая выставка – промежуточный итог большой и важной педагогической практики, посвящённой этой цели.
Организатор проекта - Наталья Елизарова - наставник юных художников, преподаватель ДШИ им. А. С. Розанова, выпускница Промышленной Академии им. В. И. Мухиной, чуткий художник, тонко чувствующий материал предмета, его душу, а потому - могущий создать гармоничный, "живой" объект декоративно-прикладного искусства и научить этому детей.
Событие уже прошло
Если Вы обнаружили ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Просмотры 1185
0
нет оценок
0 ОТЗЫВОВ


Некоторые комментарии скрыты Показать все