Два года назад, в декабре 2015 года, рассказывая в «Кольском маяке», почему провален крупномасштабный международный проект «Агропарк Алакуртти – модель трансграничного сотрудничества» стоимостью более 2,8 миллиона евро (более 112 миллионов рублей при стоимости евро в 2012 году – 40 рублей), я старалась быть предельно корректной. Но, очевидно, мурманские правоохранители не понимают или делают вид, что не понимают, когда журналисты, не имея на руках решения суда, пытаются корректно говорить о коррупции, мошенничестве и банальном воровстве.
Так вот, по истечении двух лет еще раз заявляю: считаю, что при реализации проекта в Алакуртти лица, не установленные до сих пор правоохранительными органами, незаконно обогатились. Прекрасно обогатились! В противном случае, сегодня в чистом поле близ села не стояли бы два «сарая», как их называют в народе, стоимостью 63 миллиона. Куда ушли остальные 50 миллионов, можно только догадываться…
Как «осваивали» сотню миллионов
Чтобы избежать обвинений в «неправедном наезде» на правоохранителей, напомню предысторию «уникального, крупного международного проекта», как называли его в Минрегионе РФ.
Первоначально он был предложен, скажем так, администрацией Алакуртти. Инвестиционный проект «Транспортно-логистический центр (технопарк) в пос. Алакуртти» разрабатывался для подачи в программу ПС-ЕИСП «Коларктик» 2007-2013. Но в 2010 году проектная заявка была отклонена финской стороной. В дальнейшем проект «разбили» на две составляющие: транспортную и сельскохозяйственную.
В 2012 году право на реализацию последней — «Агропарк Алакуртти – модель трансграничного сотрудничества» стоимостью более 2,8 миллиона евро – получило некое АНО «Мурманское региональное агентство поддержки малого и среднего бизнеса» (АНО «МРАПМСБ») под руководством Светланы Ивановой. Причем никогда прежде агентство, где сотрудников – раз, два и обчелся, не занималось строительством и на его счет не «падали» столь крупные суммы – по меньшей мере, 112 миллионов.
Два года назад глава Алакуртти Алексей Владимиров рассказывал: «Изначально должны были построить деревянный гостевой дом, где находились девять гостиничных номеров, ресторан на 25-35 посадочных мест, конференц-зал, агродеревню (сельскохозяйственный комплекс. – Авт.). Была и туристическая составляющая: кемпинги, АЗС.
Всем занимался лидирующий партнер — АНО. Но эта фирма занималась в основном презентациями — о строительстве там было очень отвлеченное представление. Например, строительство велось все время зимой. Летом специально руководители уходили в отпуск, возвращались в сентябре. Есть фотографии, где подрядчики тянут на самодельных санках кольца бетонные для канализации. Поэтому не удивительно: по факту сделано совершенно не то, что планировалось».
9 декабря 2015 года вместе с заместителем Мурманской областной Думы Павлом Сажиновым мы побывали в Алакуртти. Агропарка там не было. В чистом поле стояли только унылый одноэтажный серый дом и двухэтажный коттедж. Рядом в снегу валялись стройматериалы. Хотя, согласно международному проекту, агропарк должны были сдать год назад — в конце 2014-го.
— А как строили гостевой дом?! – возмущался тогда Алексей Владимиров. — Сметную документацию, к примеру, лидирующий партнер выдает на 56 миллионов, а подрядчику говорит: дом надо построить за 25 миллионов. Как тот будет строить? Несколько подрядчиков отказались. И, в конце концов, сложилась ситуация, что мы ему на совещании сказали: не можешь построить — заказывай готовый дом.
И он заказал у компании «ФиннДом» готовый дом. Так и получился сарай, который теперь стоит. Подчеркну, дом не из бруса, не из кирпича – щитовой. Предполагаю, был заказан самый дешевый вариант. Заказчик сделал и еще одну ошибку: дом купил, а шеф-монтаж не заказал – сэкономил. А местные подрядчики, которые не имеют опыта сборки таких домов, как могли, так его и собрали.
АНО все же пришлось обращаться в «ФиннДом», специалисты которого, увидев построенное, пришли в ужас: дом может сложиться, опасен для проживания, там могут погибнуть люди! Коробка на тот момент уже стояла, но они сказали: все надо переделывать, иначе дом не выдержит — завалится… Дом фермера – тоже щитовой. Его тоже купили и собрали».
Проект не должен был стать позором области…
17 декабря 2015 года на заседании областной Думы заместитель председателя
Павел Сажинов сказал: «Общая стоимость проекта — 2,8 миллиона евро, при этом российская часть – 2,4 миллиона евро. Деньги немалые.
Начиная с первой презентации, состоявшейся 13 марта 2013 года в отеле «Меридиан», и в последующем, этот проект везде представляли не иначе как уникальным. Большие виды на него имели не только в Мурманской области, но и в Минрегионе Российской Федерации, который, судя по информации его пресс-службы, курирует этот проект.
Как сообщала пресс-служба Минрегиона, «проектом предусматриваются мероприятия по развитию сельского хозяйства, туризма, социальной сферы и частного бизнеса. И сегодня возведение агропарка в Алакуртти находится в завершающей стадии». Этому сообщению Минрегиона уже более года – оно сделано 10 сентября 2014 года.
Что мы имеем сегодня – через год после этого сообщения? Если кратко, картина такая: для поселка на почти пять миллионов закуплены спортивное оборудование и оборудование для уличной сцены. В общем-то, это хорошее дело. Проведены запланированные многочисленные встречи, консультации, конференции, обмены опытом и так далее в нашей стране и за рубежом.
Что касается строительства объектов, здесь положение иное. Сооружены два здания: гостевой дом в одноэтажном каркасно-щитовом исполнении и фермерский дом. Общая площадь гостевого и фермерского домов — 743 квадратных метра. Ни одно из этих зданий на сегодня не введено в эксплуатацию.
Изначально заявленный срок реализации проекта истек год назад. Ввиду задержек с выполнением мероприятий проекта срок действия гранд-контракта продлен Совместным органом управления, который находится в Финляндии, сначала до 17 июля 2015-го. Дополнительно продлен до 19 октября 2015-го, дополнительно — до 30 ноября 2015 года. Но и сейчас еще не завершены некоторые строительно-монтажные работы. А каждое такое продление срока ввода объекта – удар по имиджу области!
Все деньги на строительство истрачены. Стоимость одного квадратного метра площади зданий превышает 2000 евро. При этом оснащение мебелью и оборудованием ни гостевого дома, ни дома фермера не предусмотрено. Внутренняя отделка осуществляется по самому дешевому варианту.
27 ноября глава администрации поселка подписал разрешение на ввод в эксплуатацию незаконченных объектов. Кто его подвиг на такое решение?.. Вслед за этим он заболел и подал заявление об отставке. Отставка принята. Его заместитель, вступив в должность, уже 2 декабря это разрешение отменил. То есть 27 ноября был разрешен ввод в эксплуатацию, 2 декабря отменен.
Проект «Агропарк Алакуртти» требует особого контроля со стороны исполнительных органов. Этого контроля, к сожалению, недостает. И недостает, думается, не случайно. Как не трудно убедиться, в составе делегаций при поездках за границу в рамках проекта не однажды оказывались как раз те, кто обязан был осуществлять такой контроль.
Международный проект должен стать примером, а не позором области. Потому что за всем этим — международный авторитет нашего государства!».
18 декабря 2015 года на итоговой пресс-конференции я задала вопрос о реализации проекта губернатору Марине Ковтун, подчеркнув: речь здесь может идти о разворовывании или разбазаривании бюджетных средств. Она ответила: «Абсолютно у меня совпадает мнение с заместителем председателя Думы Павлом Александровичем Сажиновым по этой проблеме. Это стало уже предметом проверки. Проверка будет закончена. Позором это быть не должно. Все виновные будут наказаны. Этот вопрос — под моим личным контролем».
… но проект стал позором Мурманской области
Прошло два года. Были ли проведены нужные проверки, наказаны ли виновные, установлены ли они, — информации нет. Губернатор до сей поры не сообщила, как решен вопрос, находящийся, по ее словам, у нее на контроле. Хранят молчание (или «нейтралитет»?) прокуратура и полиция.
17 ноября 2017 года вместе с Павлом Сажиновым и депутатом Мурманской областной Думы Геннадием Степахно мы снова побывали в Алакуртти. В чистом поле – все те же два «сарая», правда, освещенные выборочно горящими фонарями. У домов, которые смотрят слепыми окнами, – стройматериалы, удлинители, которые валяются прямо на снегу, открытая бетонная яма, куда легко свалиться. На снежном покрове – узенькая цепочка полузасыпанных следов.
Нам не удалось побывать внутри домов. Но видно, что рамы на окнах кое-где уже дышат на ладан, полы требуют ремонта. В некоторых помещениях — стройматериалы. И первозданная тишина! В агропарке, который должен был приносить деньги сельскому поселению Алакуртти еще с конца 2014 года, то есть три года назад, — ни души!
В настоящее время, по словам заместителя председателя Совета депутатов Кандалакши Александра Васильева, с которым мне удалось поговорить 26 ноября, водоснабжение домов не отлажено. Скважина не функционирует, а вода, которую насос качает из реки, для питья не пригодна. Канализация не функционирует, как положено, – требуется ее доделать. Имеются проблемы с отоплением: оно есть не во всех помещениях. Отопление удалось запустить лишь в октябре 2017-го, поэтому, к примеру, от сырости и холода плитка в помещениях уже начала отваливаться. Устранены еще не все проблемы с энергообеспечением – не доделана электропроводка.
А теперь внимание – в отношении объектов агропарка, которые по сути нельзя эксплуатировать, подписано разрешение на ввод в эксплуатацию! Объекты поставлены на баланс муниципалитета Алакуртти в марте 2017-го. И оценены в 63 миллиона рублей!
— Нас заставили принять их на баланс, — сказал мне Александр Васильев, не уточнив, кто из чиновников надавил на муниципалитет. Но, по слухам, это высокопоставленные чиновники областного правительства, которые, очевидно, не считают затраченную на строительство агропарка сумму – более 112 миллионов, в том числе из федерального бюджета, — значительной.
Между тем еще в декабре 2015 года заместитель председателя Мурманской областной Думы
Павел Сажинов отмечал: «Игры с принятием и разрешением на ввод в эксплуатацию объектов, низкое качество строительства и возникший дефицит средств должны стать предметом внимания надзорных органов. Нельзя допустить, чтобы муниципалитету спихнули недострой и все связанные с этим проблемы. Он просто с ними не справится, ему не нужен будет этот объект. А такие намерения есть».
И вот с марта 2017-го муниципалитет Алакуртти вынужден изыскивать средства из своего нищего бюджета на поддержание жизнеобеспечения двух «сараев». Глава поселка Владимиров в свое время вместе с чиновниками комитета по агропромышленному комплексу и продовольственному рынку Мурманской области неделями «перенимал опыт» в странах Скандинавии на проектные миллионы.
Отмечу названия семинаров, на которые ездили в Швецию и Финляндию чиновники: «Сельское хозяйство на Севере – традиции и современные тенденции», «Эффективное землепользование в приграничных районах»…
Теперь Алексей Владимиров вынужден искать возможных арендаторов «навязанного» муниципалитету агропарка, чтобы снизить финансовую нагрузку на бюджет. Получается, областные власти спихнули недострой муниципалитету и умыли при этом руки?
Этот материал – заявление в Генпрокуратуру
Летом 2017-го заместитель регионального министра экономического развития Юрий Смирнов в ходе интервью сообщил мне: в данном проекте участвовали «виртуальные, общие финансовые средства и нет прямого российского финансирования». Замминистра сразил тогда меня наповал. Ведь ему по должности положено знать, что финансирование программы ПС-ЕИСП «Коларктик» «состоит» из «финансирования Евросоюза, национального финансирования партнеров и частного финансирования партнеров».
Юрий Смирнов уверял: региональное минэкономразвития, возглавляемое Еленой Тихоновой, не участвовало в выборе ведущего партнера проекта «Агропарк Алакуртти» — АНО «МРАПМСБ». «Это не наши полномочия, — сказал он. — Не наше дело приглашать кого-то на чужой день рождения».
Трудно поверить, что он не знал следующее. Согласно правилам программы «Коларктик» ведущим партнером не может быть любое юридическое лицо, изъявившее желание реализовать проект, тем более на территории поселения, где размещаются военные.
Ведущий партнер обязательно должен быть согласован с правительством Мурманской области. Кстати, насчет того, почему выбрали именно сомнительное АНО «МРАПМСБ», существует несколько версий – одна «щекотливее» другой!
По словам Смирнова, «региональное министерство не является ни партнером, ни разработчиком проекта», не вправе контролировать его реализацию. Однако на деле министерство является ассоциированным партнером в проекте обустройства агропарка. А одна из его задач — «содействие развитию международных и внешнеэкономических связей, приграничного и межрегионального экономического сотрудничества». То есть контроль за реализацией международных проектов относится к полномочиям минэкономразвития.
— Как человек, который неоднократно посещал Алакуртти и участвовал во многих мероприятиях проекта, спрошу: почему вы видите результат проекта в этих построенных двух зданиях? – сдали нервы в ходе интервью у приглашенной министром (на подмогу?) сотрудницы ведомства Елены Бреславец. – Этот проект так много сделал для Алакуртти… Там были проведены десятки мероприятий! Эти здания построенные – только небольшая часть проекта. Проект был направлен на развитие приграничного сотрудничества России, Швеции и Финляндии. А вы почему-то говорите, что деньги вложены только в эти два здания!
Понимаю, почему мой профессиональный интерес к агропарку вызывает такое возмущение у чиновников профильного министерства. И смею утверждать, что у любого здравомыслящего человека, узнавшего даже часть правды о проекте – о стоимости возведения двух неказистых щитовых домов в 63 миллиона, возникнет масса нелицеприятных вопросов.
— В 2015 году губернатор на пресс-конференции согласилась, что проект строительства агропарка не должен стать позором Мурманской области. Но, с моей точки зрения, это позор! А с вашей? – поинтересовалась я у замминистра. Ответил он уклончиво: «Реализация проекта не ограничивается только строительством двух зданий. Но вместе с тем, не могу с вами не согласиться, что менеджмент при организации был, прямо скажем, не на высоте».
Я не чиновник – журналист. Поэтому в отличие от замминистра говорю прямо: считаю, что правоохранительные органы обязаны разобраться, законно ли израсходованы при реализации международного проекта строительства агропарка в Алакуртти, по меньшей мере, 112 миллионов рублей, в том числе из госбюджета. Они обязаны разобраться, почему на строительство двух щитовых «сараев» израсходовано 63 миллиона и каким образом их содержание легло непосильной ношей на бюджет небольшого села.
И вообще — прошу считать этот материал заявлением о возможных совершенных преступлениях в Генеральную прокуратуру.